"Нам не нужен Ваш труд, нам нужны Ваши страдания," - из воспоминаний заключенного ГУЛАГа, исправительно-трудового лагеря в СССР
Человеческое отношение к свободе остается одним из самых уникальных чувств, гарантированных на уровне сознания. Именно это чувство приводит нас к возможности жить той жизнью, которую есть смысл ценить.
Свобода и счастье.
Зачем люди отмечают праздники? Довольно тривиальный вопрос, но в наши дни именно праздники стали странно непонятными событиями.
В 2013 году на экранах кинотеатров появился фильм "Еврейский кардинал" (The Jewish Cardinal), история еврейского мальчика ставшего кардиналом Франции. Ему было интересно все, и в одной из сцен, будучи уже кардиналом, он встречается с молодыми людьми, которые просто не имеют никакого интереса к религии. "Почему Вы не посещаете церковь?" - спросил священник. Почти отвернувшись, один из них ответил: "А, нужен костюм."
Много веков тому назад наши предки, собираясь, не знали таких слов как культурология и психология. Для них было важен момент объединения с членами семьи, друзьями и иногда незнакомцами. Ученые сходятся во мнении, что именно праздники имеют историческое, социальное и эмоциональное значение. Для многих праздники ассоциируются со свободой выбора. С кем и когда... Современные понятия переворачивают все, и мы даже задаем себе вопрос: А существует ли свобода?
Судя о стандартах современной молодежи, для них ближе материальные идеи о том, когда и для кого надеть костюм, а не концепция свободы. Они не поддают сомнению само существование свободы, они просто давно выбрали свое место в обществе. Мало этого, только некоторые связывают современные реалии с возможностью верного и осмысленного выбора. Большинство философий прошлого во многом связано именно с идеей выбора, который может быть сделан только если человек знает, в чем смысл его жизни. Рабство и обретение Свободы были так давно, что мы не воспринимаем выход из рабства и обретение Свободы как два разных процесса. А зря...
Исторический исход евреев из Египта символизирует и освобождение от рабства и получение свободы. Если освобождение от рабства - это довольно сложный процесс, учитывая, что Мозес был воспитан египетским принцем, то получение свободы оказалось уникальным алгоритмом, требующим постоянного наблюдения и изменения. И дело не в костюме, а в страданиях тех, кто хочет быть свободным.
Недавно в своем интервью Екатерина Шульман затронула тему выборов: если выборы не реальны, то они были плохо организованы. Перефразируя Екатерину, если мы страдаем, то процесс соблюдения свободы плохо организован. Если нужны наши страдания, то те, кто наблюдает над нашими гражданскими правами несвободны. Мы достойны лучшего...
Толерантность – это искусство жить в мире разных людей и идей… (для ностальгирующих по Сталину)
Интернет пространство - одна из самых популярных форм общения для пользователей, особенно для поклонников обсуждений различной тематики, опыта и мнений. О чем судачат?
Что делать, когда люди поздравляют друг друга со статусом иноагента? (После поставленного вопроса, автору пришлось напомнить, что многие давно уже чувствуют себя внутри иноагентами. Список старый и приличный.) Почему нельзя купить билет в Хельсинки из Санкт-Петербурга? (После поставленного вопроса, автору пришлось напомнить, что Николай II, Император всея Руси, давно отрекся от престола). Нужен ли культ знаний? (После поставленного вопроса, автору пришлось напомнить, что именно Сталин, назвав Бухарина грамотеем, приговорил к концу.)
Не трудно догадаться, почему именно такие вопросы остаются злободневными. Мы смешиваем свободу с диктатом. Странно, но желания диктаторов приносят решения. По сей день для людей, никогда не живших в Советском Союзе, остается загадкой появление Сталина как политика, и профессор Стевен Коткин уверенно объясняет, что успех Сталина - это его желания и время. Время - это события и люди. Идет время, и вероятность появление современного Сталина остается на том же уровне, как и прежде.
Почему? Неужели мы по-прежнему должны жить в мире одной идеи и быть похожими друг на друга? Массовая культура доказала, что история - это главный инструмент пропаганды. Сегодня как никогда прежде, легко создавать собственные версии исторических событий, огромное количество конфликтных интерпретаций, преподносить ощущения полной правды без этической оценки, и самое главное, это скандалы, которые следуют за этим. Все это не о толерантности в общественном пространстве, это только об управлении нашим поведением.
Трудно поверить, но успех отмечается в разных странах, где именно в критические моменты люди даже начинают использовать не просто штампы в своих объяснениях, а даже заготовленные сценарии, обычно адоптированные с экрана телевизоров и компьютеров. "Expected and calculated" - говорят о них и добавляют, что это уже признак тирании. Современность позволяет не считать количество тиранов, а только следовать предложенным решениям.
Мы возвращаемся в прошлое только потому, что искусственное поддержание внимание на определенных фактах гарантирует успех, даже если кратковременный. Неужели страдания всегда берут верх над возможностями? Почему мы следуем по единственному пути, считаем его верным, и ждем реальных решений?
Вынос тела Сталина из Мавзолея в 1961 году превратился в афоризм от народа: "Неужели Никита себе место готовит?" Оказалось, что мы все готовим себе место в несуществующих Мавзолеях. И нужно сказать, что современные технологии позволяют: после себя мы оставляем странички в социальных сетях, наши электронные адреса, часто под вымышленными именами и, самое главное, это наше безразличие. О нас будут помнить только благодаря технологиям, а не реальным делам. И это тоже не толерантность. Это только события и люди, которые поддерживают время для "Expected and calculated".
Просчитывая и ожидая, мы не становимся более открытыми к разным мнениям. Генетически и иммунологически никто из нас не предрасположен к разному. Все-таки на нас давит то, что уже знакомо, проверено, и даже "эффективно". Героизация прошлого и является самым эффективным методом против свободы.
Первая эпидемия свастики была зарегистрирована в 1959-1960 годах. За 3 месяца символ смерти евреев появился в 34 странах. Только в США было 637 инцидентов 236 городах. Символом смерти свастика стала сравнительно недавно, и тысячелетиями многие народа пользовались тем же элементом орнамента как "символ движения, жизни, благополучия, связывалась с добрым предзнаменованием, процветанием, плодородием, долгожительством, могла служить оберегом от злых духов. В Индии свастика продолжает оставаться наиболее широко используемым благоприятным символом у индуистов, джайнов и буддистов. В современном мире эти народы населяют Индию, Иран и Китай. В конце XIX века свастика с загнутыми под прямым углом концами, повёрнутыми по часовой стрелке, начала считаться символом "арийской расы", а в XX веке стала символом нацизма и национальным символом нацистской Германии, в результате чего получила в большей части мира устойчивую связь с нацистской идеологией. Свастика используется в неонацизме и в некоторых направлениях нео-язычества."
Язык не поворачивается задать вопрос: "Нужна ли на очередная эпидемия под старым символом и кто будут очередные герои, не забывшие ассоциации с прошлым?" А прошлое у каждого свое...
С толерантностью не играются, потому что люди не воспринимают ее как диалог, и зачастую это взоаимодействие между прошлым, настоящим и даже будущим. Страданий достаточно.
"Страх страдания хуже самого страдания," - Пауло Коэльо
"Не верь глазам своим," - предупреждают создатели Интернета, ибо мир иллюзий обесценивает все, и в первую очередь глубокие содержательные мысли. Мы должны чувствовать себя участниками романа. Никакого страха, никаких страданий, только испепеляющий интерес превращать в раба всех и все. Все бездарны перед властью технологии.
Для кого-то медленно, а для многих довольно быстро, мы стали не свободны, даже если современность дает нам больше свободы, чем в прежние времена. Пока профессионалы разбираются в контроле над Интернетом, нам приходится жить в странной кибер-иллюзии. И это не про скорости или доступность информации и всего того, что стоит за этим. Много веков человечество пыталось избавиться от страха и страданий и наконец пришло к странной модели, где все равны и все по-равному оболваниваются. Возникнет ли страх перед будущим?
Перефразируя Ланга Ханкока, австралийского миллионера, что "лучший способ помочь беднякам - это не стать одним из них", хочется сказать, что лучший способ помочь глупцам, это не стать одним из них. И в этот момент возникает вопрос: "А кому это нужно, если через двадцать лет никто не будет более сожалеть о том, что было сделано или никогда не было сделано?" Мы стали заложниками собственного понимания настоящего и запрограммировали будущее, которое никак не сочетается со словами Эммы Лазарус.
Журналистов определяют как людей, не имеющих ни одной мысли, но выражающие ее. Ни это ли считается великой силой и не только... По мнению многих эта сила является определяющей в обществе мнений не разделенном по территориальным признакам. Территория - это не мнение, это лишь цена жизни. А есть ли цена мнения?
"Грамотей не враг королю. Враг королю — грамотей сомневающийся". И нужно отметить, что братья Стругацкие были правы. Судя по количеству журналистов, теряющих работу в наши дни, сомневающихся мало, а грамотеев много. Да еще за их подготовленность платили. Некоторые уже успели окрестить журнализм умирающей специальностью. Я думаю, что слухи о смерти профессии журналиста преждевременны только потому, что исчезнуть может цена на мнение не сомневающихся сотрудников, которые и ввели ограничения на мнения. Именно локализация мнений и приводит общество к бесстрашному и бес сострадательному состоянию. Формула проста, мы не ищем решения.
А жаль... Многим не раз приходилось слышать, что настоящий мужчина должен в своей жизни сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Я бы еще добавила и написать автобиографию. Наверное только взявшись за перо, многие из нас обнаружат, что без решений нельзя создать свою жизнь. О чем же писать? После смерти Уинстона Черчилля его биография была написана 1100 раз. О нем не устают писать, так как его решения остаются примером бесстрашия. И не только...
В 2021 году книга "Великолепное и мерзкое: сага о Черчилле, семье и неповиновении во время войны" Эрика Ларсона ("The Splendid and the Vile: A Saga of Churchill, Family, and Defiance During the Blitz" by Erik Larson) была опубликована и одним из многих аргументов для ее появление были террор 11-гo сентября 2001 года. А что бы Черчилль делал после террористических актов такого масштаба в его стране? Многие из нас уже забыли, что в первый день пребывания Уинстона Черчилля на посту премьер-министра Адольф Гитлер вторгся в Голландию и Бельгию, а Польша и Чехословакия уже пали. Никто и никогда не назовет Уинстона бесстрашным только потому, что он научил британский народ "искусству быть бесстрашным". Это и цена, и мнение журналиста, кем был Уинстон Черчилль, и самое главное, это причина писать книги о нем.
Карикатура Arnon Avni |
Заложники: |
- Мы уже больше не дорогие сограждане? (это Нетанияху любит обращаться к народу) |
- Слишком дорогие. Похоже, они ждут, когда цена упадет |
Медленно или быстро, желая или не желая, мы стали и заложниками и глупцами, которые зависят от цен и мистификаций власть имущих. И это действительно создает и страх и страдания в жизни реальных людей. Что делать? Наверное анекдот времен Второй мировой войны может помочь нам: "В конце войны в Германии мужчина зашел в церковь, чтобы исповедоваться. Он подходит к пастору и в руках мужчины радиоприемник. Пастор задал вопрос. А зачем Вы принесли на исповедь радиоприемник? Видите ли, именно этому прибору нужно исповедоваться. Он последнее время очень много врал."
"У нас есть выбор: обращать внимание на то, что мы потеряли, или на то, что все еще имеем," - Эдит Ева Эгер
Будучи женщиной, мне всегда хочется воскликнуть: "Женщина требует внимания! Обрати на меня внимание!" Мы живем, мы учимся тому, как следует жить, но по-прежнему мы нуждаемся во внимании.
Понятие "Походка от бедра" уже устарело так же как постоянное напоминание о самоуверенности и самооценке. Большинство из нас уверены, что именно внимание может изменить многие аспекты жизни. Психологи преподают внимание как "чувство значимости и принятия." Мы чувствуем интерес, возможно, даже важность. Внимание позволяет нам узнавать о новых возможностях и развивать свои способности. Наша презентация создает эмоциональную связь между людьми. Мы не пропускаем момент и не становимся лишними. Нас невозможно экс терминировать.
"Кто здесь еврей – в люфтваффе решаю я," - сказал Герман Геринг, и его время прошло, не только потому что он предстал перед судом в Нюрнберге, а потому, что мы стали другими. Для нас прошлое - это не возможность повторения, а допустимость для сравнения. Что может быть лучше для тех, кто смотрит в будущее?
И нужно сказать, что такие люди появились. Они привлекают внимание к себе особым опытом, который возник то ли на развалинах Советского Союза, то ли при не сменяющемся руководстве России, а может быть из-за того, что Америка немного заразилась вирусом диктатуры. Они разрушают стандарты только из-за того, что позволяют себе задавать вопросы от своего имени. Им нельзя навязать некий стандарт жизненного успеха, несоответствие которому воспринимается как трагедия. Они обрушили понятие "золотой стандарт". Это просто пережиток варваров. Они хотят доказать, что именно их понимание достойно внимания.
О возможности изменений в обществе спорят постоянно, но только с точки зрения классовой борьбы. Современная молодежь задает другие вопросы: "Почему русский царь приблизил к себе недостаточно грамотных? Почему он сам не мог справиться с нарастающими настроениями в обществе? Зачем мы скучаем о советской культуре, от которой осталось очень мало? Почему в перестройку начали командовать троечники, а не отличники?"
Мы становимся другими только под воздействием тех, кто не соглашается со стандартами. Как сказал Оскар Уайльд: "Быть хорошим человеком значит быть в согласии с самим собой. Разлад — необходимость быть в согласии с другими". Решение за Вами.
не 9 а 11 сентября
ReplyDelete