Не такое это простое дело — ходить в гости!.. А уж гостеприимство действительно бывает разным. Наверное все начинается с персонального решения угостить и выслушать. Понимая других, мы понимаем себя, что и становится залогом нашего прогресса. Зная, что многие любят слово "успех", я специально использовала слово из словаря технологий, которые именно сейчас обеспечивают и возможность угостить и дают вероятность быть услышанным.
Почему я спорю с собой? Почему я ищу врага внутри? Фактически, я создаю свой мир внутренним диалогом, потому что я не хочу стать зависимой от агрессии мировой модели, предложенной как-то сразу и по всем вопросам. Если в этом смысл и зачем нужно понимать себя?
Кто я?
- У вас есть любимая поговорка на идише?
- "Вэн их вэл зайн ви йенэр — вэр вэт зайн ви их?" — "Если я буду как кто-то другой, то кто же будет таким, как я?" То же самое сказал рабби Зуся из Аннополя: "Когда я предстану перед Небесным судом, никто не спросит: "Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?" На меня посмотрят и скажут: "Зуся, почему ты не был Зусей?" Другими словами это написал Заболоцкий. Потом его стихи положил на музыку Андрей Петров и использовал в фильме "Служебный роман" Эльдар Рязанов: "Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому," - Из интервью с Евгением Кисиным
В общем, измена - это нарушение договоренности, которое ведет к потере доверия. У меня есть свои границы, и я не хочу нарушать их. Мы так часто слышим слово доверие, что забываем о его значении. Позвольте спросить, а доверяем ли мы сами себе? Мы настолько хорошо представляем процесс социальных отношений, что просто не замечаем полное отсутствия доверия к себе. Нас накачали.
"Общество ничего не видит, потому что его держат в состоянии глубокого гипноза. Никогда ещё народ не был таким тёмным, как сейчас. Человеку не дают шанса остановиться и осмыслить происходящее. Нескончаемые сериалы, один тупее другого, пошлая эстрада, похотливые или агрессивные фильмы, аккуратно воздействуя на подсознание, культивируют дух эгоизма и насилия. Нормальный человек за короткий промежуток времени превращается в беспринципное животное, ведущее абсолютно бессмысленную жизнь." - Сергей Капица
К словам Сергея Капицы подключается разноголосый хор специалистов из Америки: социальная жизнь на Интернете - это нездоровая пища для мозга, почти отрава. Оказывается, что нездоровое животное еще и кормят нездоровой пищей. Можно ли излечится от болезней, которыми мы никогда не хотели болеть?
К радости или сожалению, наше социальное общение с помощью Интернета коснулось всех. "Как социальные сети сняли с себя ответственность за новости," - это название статьи, опубликованной в "New Yorker." После нездоровой накачки и кормежки, некому даже нести ответственности за прошлое: Twitter, Meta's Facebook, и даже TikTok нашли возможности дистанцироваться от напора любых новостей и публикаций. И многие считают, что "те же самые платформы, похоже, делают конфликты скорее туманными, чем ясными." Появилось даже новое определение, сопутствующее военным действиям: "алгоритмически управляемый туман войны." А так как алгоритмы изменяются по "просьбам телезрителей и радиослушателей", то многие уже воспринимают опыт в социальных сетях только как некое анекдотическое воздействие.
Если почти два года тому назад с расчехленными пушками мы задавали вопрос: "Как до этого дошло?", то сейчас многие требуют равноценного освещения конфликта на Ближнем Востоке и в Украине с помощью тех же социальных сетей. А кто же я?
Я повторяю одну и туже ошибку.
"Жизнь — это не ожидание, что гроза закончится... это учиться танцевать под дождем." - Вивиан Грин, американская певица и композитор.
А как это танцевать под дождем? Многие из нас никогда не учились танцевать. А зачем нужен дождь?
"Чему научил человечество Генри Форд," - под таким заголовком была опубликована статья на BBC. Он стал воплощением американской мечты, символом капитализма, и самое главное его цитируют и по сей день: "Думать – самая трудная работа; вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие."
В наши потребительские дни, мы мало думаем, и совсем не находим единомышленников. В основном нам подают информацию и все, что с ней связано. Мы верим в бесполезность, даже если наши мысли правильные. Находятся люди, которые доказывают вредность самостоятельного мышления. До критического познания даже не доходит. А как же научиться танцевать по дождем? А если много людей должны научиться танцевать не только под дождем, а под обстрелами?
Оказывается и на эти вопросы есть ответ. События, начавшиеся 7 октября 2023 года в Израиле, привели людей к простой необходимости искать союзников по мышлению. Реальность взяла верх над всепоглощающим маскарадом. Знакомясь с мыслями израильтян, наткнулась на текст с неожиданным концом. Это не про Израиль, и не про провал поколения в масках, которые не могут быть сорваны. Это даже не о будущем. Это о всеобщей социальной апатии, которая и предложила маски на все случаи жизни.
"Смотрю, читаю, пишу что-то сама. И понимаю, что это бесполезно. Можно сто, да хоть сто тысяч раз повторять, что нет, Израиль не устроил геноцид несчастных палестинцев. Что нет, это не сильный Израиль против бедного сектора Газа, а Израиль, против Ирана, Кувейта, остальных очень богатых нефтяных стран. Что нет, это не богатые евреи со всего мира приехали и обустроили богатый Израиль, а нищие, нередко чудом спасшиеся от смерти евреи приехали в пустыню и отстроили и прекрасные города, и зелёные сады, и все то, что делает страну сильной, умной и любимой. И что за все эти годы в Израиле период мира был меньше одного дня. Дада, прошло меньше суток с момента провозглашения государства Израиль, как прямо на следующий же день на него напали. И с тех пор они так и живут - постоянно в состоянии войны. О реально разбитой больнице в Ашкелоне, о том, что до сих пор не опознаны тела погибших во время бойни, устроенной 7 октября, потому что там зачастую только обугленные осколки костей.
Это все можно бесконечно рассказывать и о гигантских вливаниях в Газу, на эти деньги можно было уже каждому жителю по дворцу выстроить, но как же тогда легенда о нищих и несчастных. А главное, это ж сколько оружия можно организовать, ракеты сами по себе не появятся. А по последним событиям, так их даже не надо по Израилю запускать. Достаточно прямо что б на своих же и рухнула - ура, цель достигнута, опять громят евреев. Дёшево и сердито.
В общем, это все это можно долго объяснять и доказывать, подробно, с фактами, документами, картами, архивами и бог знает чем ещё. Но потом у меня всплывает вопрос моего мужа, заданный много много лет назад, когда мы смотрели какую-то документальную передачу воспоминания переживших Холокост. Очень простой вопрос, на который очень простой ответ. "А кроме нас это все кто-нибудь ещё смотрит?"
Если это было много лет тому назад и если это задокументировано, то именно сейчас мы получили ответ. Я и все остальные делаем одну и ту же ошибку: надеясь на лучшее, мы не можем изменить людей, которые задолго до вопроса приготовили почти автоматический ответ. Мы живем с их отрицанием права на наш ответ.
Чудесная женщина — та, что не требует чудес...
"Есть традиция добрая в комсомольской семье:
Раньше думай о Родине, а потом о себе." - И. Шаферан
Для меня чудо, что СССР закончился фактически мирным путем. К моему сожалению, именно это чудо не породило веру в будущее. Знаменитые слова Игоря Шаферана о комсомоле о и Родине, породившей всеобещающее молодежное движение, остались в прошлом. Минуточку...
Народная мудрость продолжила комсомольскую традицию и переписала слова на новый лад. Современно это или нет, судить Вам.
"Нам дорога проторена с комсомольских времён:
раньше думай о Родине, а потом пошёл вон."
или
"Есть традиция добрая в комсомольской среде:
раньше думай о Родине, а потом о любви."
Что приходит раньше, любовь или состояние изгоя, никто не знает, но обе версии чудесным образом возможны. Воспитанные на сказках и преданиях, бывшие комсомольцы и по сей день ждут чуда, которое заключается в чарующем скачке из точки желания в точку радостного обладания желанным. О самом скачке мы знаем мало.
Fran Lebowitz |
Уверенность людей в появлении чуда привела меня к Fran Lebowitz, талант которой покоряет реальных. Трудно поверить, но чудо стало религией "правоверных", появляющихся только в необъяснимо трудные моменты. Это они требуют скачка на основе их толкований. Видимо, предания и сказки подействовали только на них, а мы живем в предметном мире, ограниченном конкретными фактами.
Sophie Vershbow, журналист молодого поколения Нью-Йорка, решила написать о Fran, только потому что несмотря на отсутствие знаменитости в Интернет пространстве, именно Fran Lebowitz остается иконой мнения.
Обычно молодежь интересуется только "горячими пирожками" типа последних премьер кинофильмов "Barbie" или "Oppenheimer" и конечно искусственным интеллектом, который вот-вот заполонит нашу жизнь. Разговор с Fran - это не о чудесах Интернета, это о комфорте ее умственных способностей: "Есть предел тому, как долго вы можете думать об одном человеке, даже если этот человек - вы." И следуя этому совету, чудес не бывает.
"Мы переживаем интересное время, когда искусство и бизнес соперничают, когда ChatGPT и другие инструменты искусственного интеллекта стремительно приходят на смену писателям, художникам и всем остальным. Что вы думаете о будущем творческой работы в этом новом мире?" - спросила журналист
"Я уверена, что вы знаете, бизнес победит. Я знаю, что люди очень расстроены этим. Меня гораздо больше беспокоит утрата естественного интеллекта, чем появление искусственного интеллекта. И если искусственный интеллект возьмет верх, то в этом виноват естественный интеллект." - гордо произнесла Fran.
Ага, теперь все стало на свои места. Бывшие советские комсомольцы по сей день переписывают знаменитые строчки стихов только потому, что их естественный интеллект замер на точке ожидания чуда от тех же строк. А может быть не стоит ждать чудес, а изменить свой естественный интеллект?
Если честно, мне до боли обидно. Мир любит только мертвых евреев.
"Я не знаю, сколько людей выехало, но я знаю, сколько было вывезено," - привыкли повторять состоявшиеся экономисты из бывшего Советского Союза. Видимо это последняя фраза после развала того же государства. Молодое поколение в 21 веке ассоциирует время развала с другим афоризмом: "Троешники стали вершить дела, а отличники стали никем и ничем." Отъехавшие ученые продолжают дискуссировать на одну и туже тему: "А блат еще выше Совнаркома?" Советское наследие не дает жить многим, если не сказать настойчиво стучится в двери людей, живущих по правилу вагончиков. А вагончики трогаются только вперед или только назад.
И это все в 21 веке. И это еще не все... В сентябре 2021 года свет увидел книгу "Мир любит мертвых евреев" ("People Love Dead Jews: Reports from a Haunted Present" by Dara Horn). Символично, что автором книги стала внучка гонимых от погромов иммигрантов из Российской Империи. Она соединила прошлое, настоящее и наше будущее, в котором мы все проходим через этапы познания. К сожалению, они не всегда имеют счастливый, а тем более сказочный конец. Как ни парадоксально, но автор ставит перед собой вопрос: "Почему общество восхищается смертью евреев, но мало заботится о живых?" А мы хотим заботы?
А кто о нас будет заботиться? Несколько лет тому назад в журнале "Atlantic" появилась статья "Against Big Philanthropy". Поверите Вы или нет, благотворительность всегда звучит красиво, и это по-прежнему довольно защищенный способ уменьшить налоги. Но... это только для наиболее богатой верхушки господствующего класса, обладающий влиянием и властью благодаря своему богатству. Забота о нас стала зависеть от олигархов.
"Даже сто лет назад возник огромный скептицизм в отношении того, что создание благотворительных организаций и стало способом очистить руки от грязных денег. Именно большая благотворительность — это проявление власти, а в условиях демократии любая форма концентрации власти заслуживает внимания, а не благодарности," - утверждает автор статьи.
К сожалению, увлечение властью через благотворительные организации не привлекает много внимания и сейчас. О нас мало знают и почти не прикладывали никаких усилий в прошлом. Неужели ждут смерти? Странно, но это уже было... Недавно журнал "Tablet magazine" опубликовал статью "Гробовые проблемы" о том, как антисемитизм в Советском Союзе убивал ученых, да еще и евреев в очень молодом возрасте. Много лет тому назад нас посадили в вагон на рейс, билет на который мы никогда не покупали. И именно этот вагон никогда не двинулся с места. И даже молодое поколение не слишком заботиться о живых. Они предпочитают хвастаться образованиями, титулами, нисходящими с небес, белыми халатами, гарантирующими доход небожителей, постоянной удачей во всем, и уважением за их "благотворительность". А зачем я пишу об этом? Неужели я думаю, что я уже не в вагоне, да еще выведу всех остальных?
Несколько лет тому назад я получила звонок от бывшей житомирянки, требующей суммы, которая я получаю за мои статьи. Она не выразила свое мнение о статьях, но о деньги ее беспокоили. Недавно появилась статья "Is My Writing a Hobby Or a Career?", которая отвечает требовательным неудачникам: я пишу, чтобы общаться и быть в обществе. Чтобы объединять". И самое главное, чтобы каждый из нас имел право купить билет на тот рейс, который объединяет людей с общими идеями.
No comments:
Post a Comment