"Ты посмотри, что натворили здесь шесть миллиардов человек. А всю вину свалили на меня."
Мне стыдно быть русским или все-таки не стыдно...
Как говорят, "русский человек любит вспоминать, но не любит жить". Жизнь доказывает, что именно напоминание о прошлом приносит стыд. Лучше сказать, чувство потери стыда или сгорания со стыда.
Стыдно за прошлое только тем, у кого оно есть. "В моем решении есть мой компромисс," - говорил академик А.Д.Сахаров, заставляя нас идти вперед без вины за прошлое. Наша ментальность, в которой присутствуют и рабство, и ложное освобождение, и постоянное всеобщее обвинение, и равные права человека только для избранных заставляют всех стать одной толпой, которая топчется на месте. Я не хочу быть в толпе.
"Там, где виновны все или почти все, нет виновных," - сказала Ханна Арендт, человек не желавший видеть Адольфа Эйхмана, и по воле судьбы, увидевший его одной из первых. Ее американское гражданство привело ее в Иерусалим на процесс над нацистским преступником. Она писала о человеке, который никогда не считал себя виновным. Он хотел остаться в толпе, или лучше сказать, затеряться среди многих, кто и по сей день исповедует мышление "хлеба с маслом" для верных принципам избранности. Толпа оказалась временной, да и стыда она не родила.
Перед началом Берлинского конгресса в 1878 году Отто фон Бисмарк, великий объединитель Германии, совершенно определенно высказался: "Никогда не верьте русским, ибо русские не верят даже самим себе." А нужно ли верить толпе или тем, кто хочет быть в толпе, которая рождает стыд за прошлое и настоящее. Нужен ли нам стыд в будущем? Если мы, все, останемся сборищем, то наше будущее предопределено только стыдом за прошлое, а если вдруг ... толпа не одна, а две? А может еще больше? А может каждый из нас - это толпа мыслей, решений, мнений, и даже действий?
Определение толпы - это понятие довольно философское и необъективное. Исторический процесс доказал, что толпа может быть разной, но всех кто в толпе объединяет одно, а именно понятие помилования. "Толпа может простить что угодно и кого угодно, только не человека, способного оставаться самим собой под напором её презрительных насмешек," - это самое правильное определение, данное Айн Рэнд, создательницей философии объективизма. Хотим мы этого или нет, люди объединяются против тех, кто не хочет никаких форм организации по странным признакам. Парадоксальность процесса состоит в том, что в начале он кажется безобидным или даже много обещающим. В реальности мы сваливаемся в мир нереальных обещаний, которые ведут к агрессии.
Я родилась и выросла в стране, в которой все говорили по-русски. Я живу в стране, где нет государственного языка и могу решать. Я даже имею право на объяснения, лежащие в основе моих решений, но я не могу отменить желание многих людей оставаться в толпе. Стремление жить в обещанном мире остается для них жизненным приоритетом. С приходом Интернета мир потерял границы, и мы оказались в большой толпе, управляемой издалека и совсем незнакомыми людьми. Не одиноко ли?
Человеку, чтобы создать мозг нужно девять месяцев, a искусственный интеллект чертовски умен с самого начала.
"Почему евреев все не любят?" – вопрос, который поднимается очень часто и считается признаком нестареющего антисемитизма. Евреев не любят за то, что их жизнь полна неожиданных ситуаций, и поиск ответов занимает длительное время.
Несколько лет тому назад BBC опубликовало статью ""А вы, случайно, не еврей?" И другие неуместные вопросы на собеседованиях", но жизнь - это не только трудоустройство. Мы хотим ответов на все вопросы, и искусственный интеллект "может" в этом помочь. А помощь ли это, если вопрос об ограничениях возникает почти сразу.
Трудно поверить, но раввины подустали и решили осваивать технологические возможности, предложенные их же прихожанами. Недавно появилась статья о раввине из Нью Йорка подготовившего проповедь с помощью искусственного интеллекта. Он не только произнес "технологическую" речь, но и предупредил заранее, что использовал программу. Хотите ли Вы или нет, а души в этом нет. Длительное время евреи рассуждали о многом, но душа оставалась позади мира сделок с бессмертием. Технологии заставили нас вернуться к истокам бытия, ведь душа не двери: если часто открывать, сквозняки продувают тебя насквозь.
Picture from bookriot.com |
Книга Джуди Блум (Judy Blume) "Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет" (Are You There God? It’s Me, Margaret.) вышла в свет в 1970 году и сразу завоевала сердца и души небезразличных людей, но это было давно. О кинофильме, поставленном по той же книге, заговорили недавно, а именно в 2023 году. Прошедшие пятьдесят лет не изменили почти ничего. Оказывается понятие дискомфорта и начинается задолго до вопросов к Богу, которого каждый из нас выбирает. Так же как и главная героиня, мы нуждаемся в размышлениях о наших основах. Время изменило социальный статус почти каждого человека, но умение чувствовать начало придает нашему времени особую важность.
Мы мало организованы, да и формируют нас темные лошадки. Прежние формы собраний и кучкования не работают, а новые толкают нас в тень технологических диктаторов. Посмотрев фильм, задала себе вопрос: "Почему сейчас создали кино версию?" Большинство из нас довольно далеки от "организованной религии", которую уже давно и назвать организацией нельзя. Нас формирует культура разных интересов, иногда даже неизвестных. Мы ищем приключенческого конца, просто не понимая, что приключения случаются только если ты идёшь туда, куда не следует. Их просто не с кем разделить. Опять одиноко... И это уже не про одиночество. Это о духовном сиротстве.
Прочитав статью "Tinder решил покинуть Россию," я задумалась о современных потребностях желающих быть ЗАПРОГРАМИРОВАННО счастливыми. Неужели и до этого дошло?... Никто точно не знает, можно ли жить без знакомств и свиданий, тем более, что Американской компании Match Group принадлежит более 40 онлайн-сервисов по любовным вопросам, но большинство людей давно перестали спрашивать себя: "А я знаю, кто я такой или такая?"
Нужно сказать, что проект в американской школе привел 12-летнюю Маргарет к странно незнакомым вопросам и последующим ответам, но современные люди ни в 12 ни позже не хотят сталкиваться с похожими проблемами. Комфорт существования обеспечивается Интернет сервисом, да еще только американским. Кто мы такие?..
Мы стали просто зарегулированными "этическими" законами сменяющихся правительств и глав компаний. Почему-то вспомнился старый анекдот:
"- Хочу хомяка.
- За ним надо ухаживать, следить, убирать, кормить, менять воду, играть с ним.
- Хочу стать хомяком."
- За ним надо ухаживать, следить, убирать, кормить, менять воду, играть с ним.
- Хочу стать хомяком."
"Если виноватых нет, их назначают," - Я занята.
Здравствуйте, с вами говорит автоответчик, оставьте свое сообщение. Мы ждем ответа, а именно ответ может быть запоздалым или никто не обратит внимания на Вашу информацию.
И кто же виноват?... Как обычно, наша безразличная занятость, когда касается реальных событий. Задолго до появления "умных" машин, великий Джон Мильтон описал человеческий разум: "...в нем самом может быть рай из ада, и ад из рая".
Oliver Saks (1933-2015). Picture from from CBS News |
И уже после появления современного комфорта Оливер Сакс решил продолжил эту тему, определив "...жизнь как нечто большее, чем сумма вычислительных процессов." Почти никто не знает всех имен английских поэтов 17 века и нейропсихологов современного времени, но все хотят внимания. Наше время стало греховным только потому, что нам всем не достает внимания.
Как можно определить безнравственность в современном мире?..
В наши дни всех и все обсуждают только потому, что интерес определяет жизненное пространство. Может ли гей зайти в синагогу? Странный вопрос, ценность которого именно зависит от интереса. И надо сказать, что наши интересы стали не просто другими, а именно корыстно-занимательными. Современный мир не может представить модель нравственности, и каждый раз наше жизненное пространство наполняется ложной трудовой занятостью: проверить автоответчик или электронную почту, заказать товары по Интернету, зайти в банк через компьютер, рассказать об успехах с помощью видеоролика, узнать новости о звездах с помощью социальных сетей, и наконец пообщаться с "близкими" с помощью коммуникационного протокола. И никто и никогда не сможет нас обвинить почти ни в чем. Мы заняты.
"Во многом виновата власть," - Джонни Депп
И власть не всегда согласна с яхтами. Осталось выяснить, какими яхтами интересуется власть. В первые дни военной операции в Украине, все попрощались с белоснежными яхтами российских олигархов. Попрощавшись, мы узнали их имена: "Dilbar" (Алишер Усманов), "Lady Anastasia" (Александр Михеев), "Amadea" (Сулейман Керимов), "Royal Romance" (Виктор Медведчук), и "Tango" (Виктор Вексельберг). Но задолго до военной операции власть поинтересовалась яхтой с довольно прозаическим названием "Overdraft." Кто же хозяин и что такое Overdraft?
Овердрафт (Overdraft) возникает только тогда, когда денежного баланса на вашем счете недостаточно для покрытия банковской операции, но банк все равно оплачивает операцию. В 2017 году появилась информация о том, что исполнительный директор TCF банка в Миннеаполисе назвал личную "лодку" "Овердрафт".
TCF Банк "разработал свой процесс подачи заявок, чтобы скрывать и сделать овердрафт обязательным для новых клиентов", — говорится в сообщении CFPB (Бюро финансовой защиты прав потребителей). Для старых клиентов банк использовал "запутывающие определения" в сценариях, выданных своим сотрудникам, которые и обеспечивали поступление денег от овердрафта.
В результате этого и появилась "лодка" с тем же названием и не только... Пытаясь спасти свою репутацию, представитель банка произнес магические слова: "Название лодки просто не имеет отношения к этому вопросу." Властям и это не понравилось. Новая сделка привела к новому объяснению: "...слияние Huntington и TCF Банков последовало за многолетней дружбой двух директоров этих же банков." Как говорят в Америке, for sure, мы должны ждать информацию о новой лодке.
Большинство людей никогда не желает участвовать в социально-психологических сценариях и попадает в ловушку уже подготовленного маскарада. И как мы знаем, маскарад имеет место в любых культурах и в любые времена: "Уж если быть виноватыми, то всем сразу," - сказал Тацит, историк и политик в Римской империи. Нас толкают с корабля на бал, и бал далеко не безответственный.
Маска, скажи мне – кто ты? Сон ты или реальность?
Маска, скажи мне – где ты? Может, всё показалось?
Маска, скажи мне – кто я? Я заблудилась в пространстве.
Маска, скажи – а кто мы? Может, всё только снится?
Маска, скажи мне – где ты? Может, всё показалось?
Маска, скажи мне – кто я? Я заблудилась в пространстве.
Маска, скажи – а кто мы? Может, всё только снится?
Фильм "Американский Президент" создает впечатление симпатичной мелодрамы с участием первого лица США на носу повторных выборов. Главную роль играет Майкл Дуглас, внук иммигрантов из Белоруссии. Как говориться, еврейское счастье улыбнулось только внуку и только на телеэкране. Но именно в сценарии для фильма заложена правда свободы: "Америка - это не легко. Символом этой страны должен быть не только флаг, а гражданин, сжигающий флаг в знак протеста." У нас много людей, поддерживающих маскарад и очень мало протестующих. Увы не приходится ждать, что такие появятся. Неужели ждать очередного фиаско без никакой надежды, что маски будут сорваны.
No comments:
Post a Comment