Tuesday, January 15, 2019

Забранное право

Почему Владимиру Познеру задают вопрос о качестве образования?


Сами того не замечая, мы хотим быть образованными и здоровыми. И как обычно большинство людей жалуются на качество школ и больниц, а меньшинство постоянно ищет ответ на вопрос: "Было лучше или будет лучше?"

Не было и не будет лучше только потому, что образование и медицина никогда не стоят на месте, и качество образования всегда зависело от того, как часто ученики задаются вопросами, которые начинаются со слова "Почему". Много ли мы знаем людей, которые задаются такими вопросами, а тем более отвечают на них? Если по сей день во многих странах вопросы о качестве образования и стоимости медицинских услуг являются чуть ли не самыми решающими факторами в выборах на самые ответственные должности, то таких людей действительно мало. А в Советском Союзе их было очень мало. Мы учили всех и всему, и лечили всех от всего одинаково. Наша жизнь была заполнена стандартами, которыми многие из нас даже не понимали, и естественно слово "Почему" пугало многих. Ответов было мало. Почти никто не нуждался в ответах, а зря. Мы жили в обществе, где нам предлагалось жить без ответов.

Мы - лучшие, самые читающие, самые образованные и культурные, самые передовые и даже самые любящие. Вы будете удивлены, но многие, не русско-язычные, на Западе и особенно в Америке считают, что советские женщины были на такой высоте, что даже сейчас и даже в Америке этого добиться невозможно. И наверное нужно иметь жизненный опыт Владимира Познера, чтобы сразу заметить, что система была довольно несовершенной и крайне идеологической, не только со стороны профессионалов, а и со стороны населения, которое пользовалось предложенным форматом. Ни для кого не секрет, что почти все надеялись, что школа будет учить, но учить можно по-разному: с почему и без почему. Нас постоянно учили идти в бой "За Родину! За Сталина!", но мало кого интересовало, что в бой нужно идти подготовленным. А подготовленные спрашивают как минимум себя "почему". Почему самая читающая страна в мире стоит в очередях почти за всем, даже за минимальным набором продуктов; почему мы не можем ничего изменить, даже имея свободу слова; почему мы учимся для того, чтобы сдать и забыть, а не для того чтобы знать и применять. И наконец, я хочу озвучить вопрос, который я задала своим родителям, когда я пошла в школу: "А почему одной девочке из моего класса родители покупают шоколадные конфеты за пятерки, а мне - нет?" Наверное мне повезло, потому что я получила достойный ответ и на этот вопрос.

Мы очень любим говорить о свободе, и особенно мы любим говорить о тех временах, когда ее не было. А свобода никогда не появится, если Вы не начнете пользоваться правами свободного человека. Пользоваться свободой мы начинаем только тогда, когда наши вопросы начинаются с "почему". Китайская мудрость учит "Лучшая мотивация всегда приходит изнутри!" и "почему" как ни одно другое слово мотивирует тех, кто хочет достигнуть успeха. Джордан Белфорт (Jordan Belfort) сказал: "Если правильно объяснить людям "почему", то они всегда найдут способ "как".


Много лет тому назад, в почти развалившемся Советском Союзе, я познакомилась с одной из самых древних философских книг Китая, а именно "Книгой Перемен" или "Кано́н Переме́н", и не только познакомилась, а почти заучила напамять некоторые афоризмы, которые помогают мне идти по жизни. Меняются ситуации, проходят года, появляются и исчезают люди с их неповторимыми идеями, а вечная мудрость древних философов Китая никогда не подводит меня. Иногда общаясь с иммигрантами из бывшего Советского Союза, я почему-то часто вспоминаю поистине мудрую и редко используемую фразу из "Книги Перемен": "У черепахи не меньше шансов прийти к финишу первой, чем у зайца." Учеба - это путь черепахи с результатом зайца. Да, это долго, мучительно и медленно, трудно и без особого вознаграждения, но результат зависит от Вас. Много лет тому назад советское телевидение пыталось транслировать уроки по телевидению и некоторым это нравилось. Придя в школу, один из таких учеников выпалил: "Зачем ходить в школу, если есть телевизор?" Мудрый учитель заметил: "И свой аттестат зрелости ты увидишь тоже по телевизору." Не знаю почему, но многие считают, что школа должна учить и даже воспитывать. К сожалению, почти никто на думает, что в школе и не только в ней нужно учиться. Странно, желая иметь побольше прав, сами граждане многих стран забирают у себя право учиться. Недавно Владимир Познер пригласил в свою передачу знаменитого американца Стива Возняка. Практически никто не может объяснить феномен успеха людей как Стив Возняк, а я могу после интервью с Владимиром Познером. Он просто объяснил, что можно взять книгу, прочитать и выучить. Этого права у него никто нe отбирал.

Мы все свободны, пока у нас не забирают права. В тот момент, когда мы все начнем пользоваться своими правами, образование станет другим. Да, нужны школы, компьютеры, хорошие и современные учебники, но ничего из этого не будет пользоваться, если те, кто ходят в школу не начнут использовать свое право учиться. Закончив физико-математический факультет, я начала работать в одной из школ г.Житомира. Сразу решила провести эксперимент. Придя на урок в шестой класс, я сказала "Кто не хочет учить физику, может выйти". Треть учеников просто пошла на улицу. Им было 12 лет и они точно знали, что физика им не нужна. Обычно люди интересуются, когда нужно начинать учить инностранный язык или программирование, чтобы успешно изучить, но никто не интересуется тем, чтобы объяснить ученикам, что независимо от возраста они ничего не достигнут, если право на обучение не станет главной мотивацией. В одном из американских учебников по физике, переведенных на русский язык, есть такой совет:"Если Вы прочитали и не поняли с первого раза, то попытайтесь прочитать второй раз." Когда я посоветовала тем же ученикам воспользоваться этим советом, то они просто рассмеялись. Реакция детей - это показатель того, как граждане используют свою свободу.

Споры о том, кто учит и чему учить не утихают годами и мне лично не привыкать к совершенно непредсказуемым мнениям людей, якобы считающих себя экспертами в обучении. Скажу прямо, очень легко обвинять учителей и еще легче винить школьную программу, составленную якобы не теми специалистами. Да, исторические события накладывают отпечаток на знания; да, ученые ошибаются и проходят годы до полного понимая процессов; да, мы в некоторой степени зависим от общества, в котором мы живем, но процесс обучения остается одним из самых трудных жизненных испытаний. И самой главной проблемой остается подготовка учеников к следующему этапу: институту, университету, научной или практической деательности и даже личному восприятию мировых процессов.


Много лет тому назад я познакомилась со статьями и книгами одного из лучших профессоров Wharton School Адамом Грантом (Adam Grant). Реальность мнения и подхода этого ученого поразила меня. Уже не первый год идут споры об изменении формата обучения от простого запоминания к творческому и более прикладному изучению дисциплин. И споры идут не только потому, что ученики на всех уровнях испытывают увеличивающееся давление знать больше и глубже, а потому что стандартный формат с использованием памяти просто устарел. На каком-то этапе от этой методики нужно отойти. С появлением электронного калькулятора, методисты стали настоятельно советовать не использовать калькулятор для подсчетов до достижения возраста 11-12 лет, но тогда не было компьютеров и мобильных телефонов дома. Практически только имея хорошую счетную базу, ученик мог пользоваться калькулятором и анализировать правильность ответа. С приходом компьютеров и Интернета это правило устарело. Тоже происходит и с объемом домашних заданий. Даже сейчас количество решенных задач переходит в качество понимания процессов в точных науках. И как обычно, прикладная сторона страдает больше всего. Вопросительные крики "зачем нам логарифмы?" просто не прекращаются. Если раньше желание учиться было у немногих, то сейчас фраза Фонвизина:"Зачем, например, учить географию, если есть извозчики - это-таки и наука не дворянская" будет работать безотказно. Сейчас и извозчики не нужны, машины то без водителей. Эту фразу очень любил мой папа, так как в конце всегда добавлял:"Еврей должен знать географию, так как или мы всегда куда-то едем или нас везут." И все это создает особую психологию в обществе, которое довольно интересно реагирует.


В английском языке есть слово перфекционизм (perfectionism), которое обожают те, кто далеки от реального значения этого слова. В одной из своих статей("What Straight-A Students Get Wrong") Адам Грант четко и ясно изложил, что желание большинства студентов быть только отличниками очень часто приводит к катастрофическим отрицательным последствиям. Мое мнение всегда было одним и тем же, а именно, что отличник - это не состояние, в котором нужно пребывать для получения социальных благ, это путь к развитию таланта. Недавно на своей страничке в Facebook Инна Кузнецова, автор 2 бестселлеров на русском языке о карьере в западных компаниях, рассказала об одной компании, в которой не повышают в должности работников, которые никогда не делали ошибок. Для руководства этой компании оказалось очень важным не только ошибки, но и как человек учится на этих ошибках и действует после. Как Вы понимаете, таких компаний не много. Мало этого, людей, анализирующих свои ошибки тоже крайне мало. В любом возрасте возможны ошибки, падения и поражения. Из своего опыта знаю, что иммигранты многому учатся и особенно любят учить других, но на своих ошибках мало-кто учится. Как объяснить тем, кто живет в свободном мире, что успех строится не только на взлетах, а и на падениях, которые очевидны и иногда не зависят от таланта, на пути достижения успеха. Талантливым людям всегда задают один и тот же вопрос: "Как Вы достигли успеха?" Странно, но именно этот вопрос задают в том возрасте, когда совсем не хочется оглядываться на прожитые годы. Мне очень понравились 2 ответа. Первый конечно - это ответ Владимира Познера, что успех в журналистике приходит только с определенными жизненными знаниями. И он прав, в 20 лет никто из нас не имеет достаточно опыта, базирующегося на знаниях, чтобы правильно преподнести события. Несколько дней тому назад владелец и основатель компании Facebook Марк Зукерберг объявил о новом витке инвестиций в программы, связанные с журналистикой (CNN article).


Второй ответ - это мудрость Раймонда Паулса, который сказал, что каждый день играя в ресторане, он прекрасно изучил тех, кто приходил за двумя удовольствиями: еда и музыка. Создавая музыку, он знал, кому она понравится. Это чувство приходит только со знанием своих и чужих желаний.

Эффект толпы часто руководит обществом, который в сочетании с перфекционизмом, заставляет многих перестать думать о себе и, главное, о своих желаниях и способностях. Последние 20-30 лет в англоязычной литературе появилось много книг и статей о проблемах молодых женщин, которые мечтают быть моделями или выглядеть как модели. Практически никто из толпы желающих не спрашивает себя, или это им нужно. Быстрый и дешевый успех привлекает многих, кто никогда не хочет и не захочет использовать свое право на обучение. Мало этого, никто из них не задумывается, насколько вероятно получить социальные вознаграждения в виде денег, успешного замужества или подарков, только потому что Вы появились на подиуме в супер платье или туфлях. А реальность не такая розовая, как многим хотелось. Несколько лет тому назад я нашла на Интернете довольно интересную статью о вредных привычках, обрекающих на полную бедность. И одна из них - это поиск сиюминутных выгод. "Бедные не стремятся учиться новому, не работают на перспективу, а хотят зарабатывать прямо сейчас. Это яркий пример потребительской системы поведения. Человек хочет всего и сразу, за минимум усилий. Он подобен крестьянину, который зимой съедает посевную картошку, не задумываясь о том, что сеять весной." И это еще не конец. Эти люди создают крайне опасный синдром, "жить чужой жизнью". Претендуя на успех, они заставляют людей проецировать их жизнь на свою. Многочисленные сериалы, художественные книги и истории звезд только подстрекают их в этом. Наслаждаясь приключениями других людей, многие живут в иллюзиях и тени успеха своих кумиров. Не рискуют переступить через сомнения и страхи. Бояться начать с малого и по кирпичикам самим строить свою судьбу. Ни я первая, кто говорит, что именно "кумиры" забирают Ваше право построить реальную жизнь, в которой Вы будете принимать решения.

Многие привыкли говорить:"Счастье любит тишину". И это неправда. Счастье любит тех, кто любит свободу и никогда не позволяет забирать свои права, только потому, чтобы слиться с толпой. Счастья в толпе не бывает, и каждый из нас решает, как оставаться свободным.

No comments:

Post a Comment