Thursday, December 14, 2023

Холодная зима Ясира Арафата

Урок истории. Учительница:
- Дети, кто такой Кутузов? Отвечай, Машенька.
- Кутузов - великий русский полководец. Когда воевал с Hаполеоном, допустил французов в Москву, дождался суровой русской зимы и прогнал врага.
- Молодец, Машенька! А кто такой Сталин? Отвечай, Петя!
- Сталин - великий русский генералиссимус, в войну допустил фашистов до самой Москвы, дождался суровой русской зимы, а потом победил их.
- Молодец, Петя! А кто такой Ясир Арафат? Отвечай, Вовочка!
- Ясир Арафат - великий арабский полководец. Он пустил евреев в Иерусалим, а теперь сидит и ждет, пока там настанет суровая русская зима!


75-летний Ясир Арафат скончался в декабре 2004-го в госпитале под Парижем. Если современная молодежь почти ничего не знает о Холокосте и даже подозревает, что это новый вид клея, то об иностранных лидерах даже говорить не приходиться. Ясир Арафат был председателем Палестинской национальной администрации (ПНА) с 1993 года, лидером движения ФАТХ и председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП) с 1969 года и одним из лауреатов Нобелевской премии мира за 1994 год. Оказывается, великий полководец может быть миротворцем, да еще во всем мире.

Кое-кто помнит, что Ясир Арафат всегда любил повторять, что он - не антисемит и не против еврейского народа. Последние события в Израиле показали, что именно антисемитизм и является феноменом, до которого никому нет дела. И именно власти виноваты, что в 21 веке мы ощущаем всплеск юдофобии. В современном мире далеко не все даже могут определить, что такое антисемитизм, но об этом говорят и даже осознают назревающий кошмар.

"Антисемитизм (юдофобия*) – это негативное отношение к евреям как к этнической и (или) религиозной общности, а также и к отдельным лицам на основании их реальной или мнимой принадлежности к этой общности.
Основные виды антисемитизма: государственный, общественно-политический, бытовой."
jewseurasia.org

В большинстве случаев создатели определений забывают о степени социального присутствия и эффекта антисемитизма в масштабах общества. Он стал почти невидимым и даже скрытым. Мы регистрируем всплески, но лучше сказать готовность преподнести современные реалии общества, невозможные без желания к почти погромным проявлениям.

Каждое проявление антисемтизма даже получает объяснение Из поста: "Не устаю поражаться, с какой почти мазохистской готовностью русскоязычный мир— и русскоязычные израильтяне в первую очередь— подхватили очень активно и очевидно совершенно целенаправленно распространяемый вброс про "дикий всплеск антисемитизма в Европе, до которого населению и никому из властей нет дела." А это из комментария: "Я вижу тут лишь две практических цели. Первая - предотвратить массовую эмиграцию из Израиля. За первые три недели войны из страны, по данным газеты Ха-Арец, выехали 230 000 человек. Это для страны в девять миллионов очень много. Вторая - быть может, убедить кого из европейских или, еще лучше, американских евреев в Израиль иммигрировать. Про антисемитизм в Латинской Америке или в России израильское министерство пропаганды (да, есть такое) рассказывать не будет, потому что иммиграцию оттуда нет большого смысла поощрять. Из России и так едут. Из Латинской Америки много не привезут. А вот человек, которые привезёт деньги от продажи дома в Майами или квартиры в Лондоне - другое дело.

Как всегда, истерика прежде всего охватывает нашего брата. Для человека, чей родной язык русский, это естественно, как пищеварение."

Неожиданно истерическое переваривание антисемитизма стало центром внимания многих людей, которым, как говорит Максим Галкин, "никто не мешал" не переваривать пережитки прошлого и становится такими же. Но дело не в тормозном эффекте помех. Дело даже не в историческом моменте. Об антисемитизме говорили и говорят почти всегда, и почти все знают, что пока существуют евреи, никто и никогда не отменит антисемитизма. Наверное нужно говорить о нас.

Неевреи часто находят больше общего с иудаизмом и Израилем, чем евреи.


"Мы не можем стать теми, кем хотим быть, оставаясь такими, какие мы есть," - Макс ДеПри, американский писатель


Что такое феномен еврейской ненависти к себе?

Газета New York Times ярко описала автора и его роман только потому что в наши дни мало-кто знает хорошо евреев и тем более пишет об этом роман:

"Говард Джейкобсон описал себя как "английского писателя, который знает о евреях и хотел бы писать об этом. Его роман полностью посвящен тревоге.
В широком смысле слова он концентрируется (и даже высмеивает) на тех евреях, которые могут скандировать "Мы все — Хезболла» возле посольства Израиля" в субботу. Когда еврей и один из главных героев говорит, что у него нет друзей-антисемитов, другой еврей ему отвечает: "Да, есть. Еврейские."

Можно или нужно ли говорить о еврейском антисемитизме. Из этой же книги: "Это больше, чем ерунда, это зло. Как это может быть нонсенсом, когда мы изобрели антисемитизм? Из нашей собственной ненависти к себе."

Иоганн Вольфганг фон Гёте, один из талантливых представителей немецкого народа, умер в 1832 году, а я цитирую его в 21 веке: "Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть." И наша ненависть к себе - это тоже результат событий, которые приносят катастрофические изменения с вечной идеей жизни без идола.

В этой истории есть две стороны: понравится или не понравится вся таже идея выбора. Идол появляется после.

"Эту историю рассказал мне Исайя Берлин, привожу ее дословно (мы говорили по-русски): Нету еврея в мире – крещеного, некрещеного, – в котором нет какой-то крошечной капли социальной неуверенности. Который считает, что он должен вести себя немножко лучше, чем другие – а то они, им это не понравится. К губернатору Иерусалима, еврейскому, пришли канадские евреи, в 1947 году, уже после осады. Он был во время осады Иерусалима арабами, и он вел дело довольно храбро и умело. По происхождению канадский еврей. К нему пришла делегация канадская, сионистская. Желали поговорить, спрашивали его, что нужно делать. Он давал разные советы, что нужно делать в Канаде – им. Они сказали: нет, вы знаете, если мы это сделаем, то это может канадцам не понравиться. Он сказал: "А, я думал, что вы канадцы."

Нравиться не обязательно. Обязательно – вести себя с достоинством. Ты не должен, не обязан соглашаться на предлагаемое. Даже если предлагают якобы на выбор. ...эта реальность поддельная, навязываемая." Анатолий Найман

Picture from CNS/Paul Haring

Будучи гарантом всеобщности, суверенности и единства Католической церкви, Папа Римский Франциск пытается защитить общество от неправильного выбора и идолов, связанные давно: "Мир, — подчеркнул Святейший Отец, — представляет собой своего рода ‘супермаркет’ идолов, которые могут быть объектами, образами, идеями, ролями". Он верит, что мы ищем идола и современное общество помогает нам: "Идол фактически является проекцией нас самих на объекты или планы. Эта динамика используется, например, в рекламе: мы не видим самого объекта, но воспринимаем данный автомобиль, смартфон, новую роль или другие вещи как средство достижения и удовлетворения наших основных потребностей. И мы ищем его, говорим и думаем об этом; идея завладеть этим объектом или осуществить этот проект, достичь этого положения выглядит удивительным путем к счастью, и всё приспосабливается для достижения этой цели". Странно и почти парадоксально, что именно не еврей обратился к идее современного идолопоклонничества, напомнив нам историю Авраама, первого праотца еврейского народа.

Древняя легенда гласит, что отец Авраама имел бизнес по продаже истуканов. Однажды ему нужно было отправиться по делам, и он оставил в лавке вместо себя старшего сына. К моменту возвращения Авраам взял топор и разбил всех идолов в лавке, не тронув только одного, самого большого. Аврам даже настоял на том, что это не он, а самый большой идол перебил всех остальных... Признание бесполезности идолов было и хитростью и целью нарушителя правопорядка, и это толкнуло все человечество вперед к познанию мира уже под новой идеей.

Пройдя через тысячелетия, идея умирает под грузом потребностей, которые порабощают не менее чем истуканы-куклы. Так же как и идолы, они обещают счастье и безоблачное будущее, но не дают его. Мы застреваем в нашей реальности. А нравится ли она нам?

Теодор Адорно, немецкий философ, был мудр в своих предсказаниях: "Писать стихи после Освенцима - варварство.", но время неумолимо отдаляет нас от истории того же Холокоста. "Пересмотр времени" занимает много времени у современного люда. Мы хотим старое, но с новых позиций. Наше понимание зависит от современного инстинкта ощущать себя человеком новой эпохи. Может ли гей-еврей зайти в синагогу? Может ли еврей заснуть и проснуться не евреем? Где найти евреев-энтузиастов? Близки ли мы по крови к арабам? Где наши ошибки: в прошлом или настоящем? Что мы берем в будущее? Где же добровольцы?

Рабинович с успехом отвечает: "Приятно услышать."


Рабинович спрашивает продавца газетного киоска: "Советская Россия есть?" и продавец ему отвечает: "Нет." На следующий день Рабинович опять спрашивает "Советская Россия есть?" и получает тот же ответ. На третий день Рабинович опять задает тот же вопрос и продавец возмущенно спрашивает: "Почему вы задаете один и тот же вопрос?", на что Рабинович с успехом отвечает: "Приятно услышать." (из советских анекдотов)

За последние несколько недель мы стали свидетелями демонстраций против антисемитизма в странах, которые никогда не были в списке семитских. Эти события были названы беспрецедентными. Некоторые журналисты даже считают, что именно такой протест изменяет политический расклад во Франции и Англии. А так ли это?

Еврейская община Франции насчитывает почти полмиллиона человек и считается третьей по величине в мире, в Великобритании проживает около 300 тысяч человек. И живут они долго и довольно успешно. Веками гонимый народ считает эти страны своим домом. Нельзя сказать, что их роман был и остается безупречным, но вклад евреев в историю этих стран заметен постоянно.

Если советских граждан приучили задавать вопрос: "Хотят ли русские войны?", то граждане многих стран давно не задают вопросы, они просто бояться холодной зимы Ясира Арафата. А что будет, если они уйдут?

О беспринципности власть держащих можно говорить бесконечно: от схемы Дионисия, диктатора в древних Сиракузах до Уинстона Черчилля, сказавшего, что против Гитлера он пошел бы на союз хоть с дьяволом. Но союзы и диктаторы не долговечны, особенно в сравнении с бесконечной идеей свободы в странах, где ее привыкли отстаивать даже перед диктаторами. Личность Бенито Муссолини не вызывает сомнений, но именно он говорил о свободе как о долге: "Понятие свободы не является абсолютным... Свобода в праве: это долг. Это не подарок: это достижение, не равенство, а привилегия. Понятие свободы меняется с течением времени." И именно со временем многие представители разных общин и политических взглядов поняли, что свобода дает им право быть против антисемитизма.

Да, были времена...


В книге "Моав: умывальная чаша моя" Стевена Фрая, родственники которого по материнской линии были евреями из Вены (Австрия), автор описывает антисемитизм в Британии: "Евреи, подобно гомосексуалистам, считались людьми не вполне здоровыми. Они были частью парада бледных умников, которые на рубеже двух веков смутили наш здоровый мир разговорами о релятивизме и неопределенности, туманными идеями насчет исторического предопределения и расщепления личности." "Антисемитизм во Франции существовал и процветал, это правда. Но Леон Блюм был избран (Глава Народного фронта и французского правительства Леон Блюм. 1936), а в конце XIX века, несмотря на то, что часть государственного аппарата ложным образом обвинила Альфреда Дрейфуса в предательстве, нашлась целая часть государства и населения, которая встала на его защиту," - из интервью RFI Таль Брютман, специалиста по истории Холокоста и антисемитизма во Франции.

А что сейчас?..

В 2022 году руководство города Мюнхена с гордостью отчиталось: еврейская община города восстановлена на уровне 1933 года. Где в Мюнхене? Вы не ослышались. Оказывается, Германия не боится холодной зимы Ясира Арафата. Они возрождают еврейскую жизнь в полном масштабе, показывая пример восстановления доверия. Откровенность подкупает.

После пятилетних споров между министром транспорта Германии с начальником железных дорог на Потсдамском вокзале в Берлине открыли выставку "Поезда смерти". В чем был спор? Начальник доказывал, что цель железных дорог перевозка людей и грузов, а Министр переводил разговор на другую тему: перевозка людей в концлагеря в 1930-1940-е годы. Ситуация до боли знакома, особенно пережившим любое давление со стороны властей: скрыть или не скрывать, говорить или не говорить, жить с этим или без этого. И ситуация повторяется... С евреями или без них? Приятно услышать, что выбравшие свободу граждане Англии и Франции выбирают самый мирный и самый решительный путь против холодной зимы и только по меркам Арафата.

"Дискуссия – это обмен знаниями, спор – обмен невежеством, " - Роберт Куиллен


Как в былые времена люди подходили к общению между собой? Главным элементом процесса был и остается обмен информации, с помощью которой происходит понимание и восприятие общающихся. Они начинают влиять друг на друга. Мы добавляем мимику, жесты, пантомиме, разнообразные знаки, изображения и звуки речи. Наше прошлое и настоящее сопутствуют и помогают нам. Иногда кажется, что это безвозвратно прошло и наш мир предлагает только электронный дискомфорт сомнений, страхов и постоянных провалов. "Вы нравитесь и Вам нравится," - стало формулой клипового (фрагментарного) мышления.

Кто из нас знает главное правило реальности? Могу поспорить, что почти никто. В большинстве случаев нам преподносят реальность, и мы должны сделать выбор. Наш выбор становиться иллюзорным. Зря! Главное правило реальности — не запутаться в своих иллюзиях. А клиповый подход - это только фрагменты реальности. "...мы приходим к большему примитивизму в силу того, что человечество постоянно выбирает: либо искать какие-то ресурсы и развивать их в себе, либо идти по пути внешних опор, создавать новые технологии, которые будут выполнять наши функции вместо нас."

Быстро изменившаяся ситуация на Ближнем Востоке по давно знакомому сценарию, дала возможность оценить реальность, в которой пребывает как минимум молодое поколение. Wall Street Journal опубликовал статью "From Which River to Which Sea?"

Из статьи мы узнали, что многие из 250 студентов в американских университетах не имеют представление географически, где Палестина: между Евфратом и Нилом или в районе Карибских островов. Почти четверть не знает, кто такой Ясир Арафат и более чем 10% предполагает, что он был Премьер-министром Израиля. Именно в это время американские политики стали обсуждать в Конгрессе идею надвигающегося геноцида еврейского народа.

Желание узнать побольше о проблеме и показать демократический настрой привело руководителей университетов к решению создать группы, в которых арабы-мусульмане и евреи будут дискуссировать о дальнейшей совместной учебе. (Nightly News Full Broadcast - Nov. 24 13:54 Creating Dialogue on College Campuses)


Но где же знания, опыт и мудрость, которые приносят надежду на дальнейшее развитие и применение? Мы застряли... Как помочь? Что делать?

"Язык — это диалект, у которого есть армия и флот," а наш идиш - "это язык сплавки". К такому выводу пришел Макс Вайнрайх, один из крупнейших специалистов в области идиша. Наша дискуссия должна быть о нас и о наших ценностях. Мы никогда не понравимся всем, но мы можем выжить сплавившись. И примеры за нами.

Может ли еврей менять вывеску и как подготовиться к интервью на идиш недалеко от Лувра (Франция)?

Bobby Rakhman. Picture from NewYorker

Бобби Рохмана (Bobby Rakhman) привезли ребенком из Одессы и совершенно неожиданно он стал центром спора: менять вывеску или нет. Оказывается, политическая обстановка вокруг Украины стала причиной не дискуссии, а диктата. Заходя в магазин "Вкус России" (Taste of Russia) в Бруклине, покупатели указывали на вывеску и требовали ее снять Все попытки Бобби дискуссировать не помогали. Вывеску сняли и отправили на свалку. Победил спор, а не знания. К сожалению, немногие в наше время дают возможность разным мнениям, а зря...

Дело с вывеской старое и довольно объяснимое. Современные раввины и к этому привыкли: "Впрочем, менять вывеску не обязательно: есть те, кому вполне нравится и старая. Многие из них трактуют еврейскую историю совершенно не так, как было принято еще двести лет тому назад. Долгое время евреи "ветхозаветного" периода признавались "некогда Б-гоизбранным народом", а Иудейское царство времен правления Давида и Шломо рассматривалось европейскими теоретиками государства и права как эталон, как идеальное государство. Теперь все чаще говорится о том, что еврейская Библия придумана людьми (т.е. является обманом), что вера в Б-га и Его Тору не имеет под собой никаких логических оснований - то ли это плод дебильного фанатизма. Дальше начинаются версии появления евреев: может быть это анти-люди, а может евреи – это продукт смешения людей и рептилоидов из других миров." (раввин Александр Айзенштат)

Несмотря на победу, надеюсь временную, невежественных людей, я горжусь Бобби. Даже в трудной ситуации, даже без вывески, его магазин открыт для всех, и Бобби остается евреем из Одессы.

В 2001 году появился фильм "Casting" Эммануэле Финкеля (Emmanuel Finkiel), снятый в центре Парижа в 90-е годы после объявления в местной еврейской газете о предстоящих съемках с участием только тех, кто по сей день говорит на идиш. Создатели фильма предположили, что возраст будущих героев между 60 и 90 годами.

И они пришли, и они все подготовились. И некоторым немножко больше чем 90. Быть услышанным нелегко, быть выбранным для кинофильма еще труднее, но для них идиш стал самым важным. Париж стал их домом, но идиш остался языком согласия. Они стали парижанами, которых трудно отличить на улицах города. Они привыкли к трудностям и оставили за собой право говорить на идиш. Они даже не хотят об этом спорить. Они хотят об этом говорить потому что им нравится быть самыми уникальными для себя.

Время идет и мы теряем уникальность. Как говорят мудрецы: "Там, где все горбаты, стройность становится уродством." Я не хочу жить в уродливом мире и приглашаю Вас сделать один шаг вместе, чтобы холодная зима Ясира Арафата никогда не наступила.