Я в такую школу не пойду...
Часть первая. В Америке
Я закончила школу в Советском Союзе с ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ, что долго и упорно скрывала в Америке. Теперь скрывать не хочу, да и наверное уж теперь об этом можно говорить. Видать время пришло. Ну а больше всего я скрываю, что люблю решать задачи. Для меня любая проблема как задача. Даже мои статьи я воспринимаю как задачку, которую нужно решить и не просто решить, а найти правильную комбинацию слов, которая точно опишет мое мнение и даст возможность принять правильное решение.
Несколько дней тому назад я прочитала статью, которая поразила меня прямотой мнения и желанием автора изменить ситуацию, которую иногда просто невозможно изменить. Прежде всего хочу, чтобы многие ознакомились со статьей, а потом уже с моими комментариями. Заранее знаю, что о роли математики в жизни многие имеют разные мнения, и многие предпочитают не говорить на эту тему. Слишком уж болезненная тема для тех, кто никогда не испытывал любви к древней науке. Попросту говоря, многие живут и неплохо без математики.
О качестве обучения в Америке ГОВОРЯТ много, и от этого качество не улучшается. О том, что математические (точные) науки непопулярны среди современных школьников, знают все, и некоторые даже стараются "изменить" положение непонятно в какую сторону. На этот раз в Сан-Франциско (Калифорния) решили, что ученики восьмого класса могут обойтись и без алгебры. Могут, но поможет ли это им в жизни?.. Может вообще отменить точные науки для юных американцев, за которых все и всегда будут делать компьютеры?.. Сначала отменим одно, потом другое, и в будущем и в школу не нужно будет ходить. В этот момент я вспомнила старый советский анекдот: "Школьник, увидев, что некоторые уроки дают по телевизору, пришел в школу и сказал, что теперь ходить в школу не нужно, так как можно смотреть уроки по телевизору. Мудрый учитель ответил ему, что свой аттестат зрелости он тоже увидит по телевизору." Школа остается школой, и я, как налогоплательщик, хочу видеть ее современной, доступной и готовящей детей к следующей жизненной ступени.
Америка - страна возможностей, к которым каждый себя готовит. В подготовке участвуют все: семья, школа, общество. Трудно найти тех, кто не участвует. С раннего возраста мы хотим видеть в будущем поколении только таланты и помогать им стать еще более талантливыми. И вдруг математика становится не совсем нужной. Самое интересное, что бурная дискуссия в Сан-Франциско началась после отмены курса алгебры в средних классах. По-видимому, до этого никому не приходило в голову обсуждать роль математики в подростковом возрасте. Такие проблемы возникают часто и не только с математикой. Всем понятно, что школа должна изменяться и в лучшую сторону. О том, что математические науки формируют логику, абстрактное мышление, навыки ведения научной работы, скорость нахождения правильного и качественного решения, знает почти каждый, но вот о том, что эти навыки нужно вырабатывать годами и постоянно над ними работать, знают только те, кто пользуется и улучшает свои возможности. С годами требования к работникам увеличиваются, особенно со стороны логики понятия процессов и возможности самостоятельного изучения новых методик. Большинство компаний ожидает, что работники сами найдут методы эффективного выполнения работы. Никому и в голову не прийдет, что школа не формирует такие качества в полном объеме.
Приехав в Америку, большинство иммигрантов надеется на лучшую и свободную жизнь. Каждый включается в марафон, считая, что может заработать больше и быть более свободным. И только некоторые имеют необходимые навыки для успеха. Все просто забыли или никогда не понимали, что основы закладывались в школе. Спокойно платя налоги, иммигрантсккий народ РЕДКО интересуется тем, как школа готовит их детей и внуков осуществлять американскую мечту. Все надеятся, что в новой стране все будет лучше. Лучше не будет, если мы не будем активно участвовать в процессе создания талантов. Я думаю, что никто не забыл русский афоризм: "Умным нужно помогать, бездарности пробьются сами." О том, что американская система образования ниже, чем во многих странах, откуда прибыли иммигранты, знают все, кто столкнулись с образованием, но как изменить к лучшему, никто не знает. Из моего опыта иммигранты жалуются, вздыхают, иногда дополнительно занимаются с детьми, но никто не предлагает ничего конструктивного. А хотелось бы видеть иммигрантов рядом с теми, кто создает программы обучения до того, что они узнают о том, что их дети не получают знаний в полном объеме. Да, в Америке любят и ценят успешных людей, но успех не приходит легко и в одну минуту. Над успехом нужно работать. Даже в Америке чудес не бывает. В Америке многие иммигранты учатся новому, чтобы стать равными в обществе. Мы никогда не станем равными пока не научимся пользоваться свободой в новой стране изменять общество к лучшему. Мало кто из иммигрантов понимает, что голосуя за кандидатов, мы голосуем за те изменения, которые предложит новое руководство. А знают ли те, кто хотят нами руководить, что математику нужно учить...
И еще об одной проблеме... Несколько лет тому назад Cheryl Sandberg написала книгу "Lean In", которая наделала много шума. Именно шума... (у автора даже спрашивали, не хочет ли она стать Американским Президентом) Заранее извиняюсь перед теми, кому понравилась книга. Даже автор и то через какое-то время поняла, что многое в книге, мягко выражаясь, неправильно. Многие не знали бы об успехе автора и руководителя Facebook, если бы не книга с ее главной идеей, что женщинам нужно быть активными строителями своих карьер и не уступать ни в чем мужчинам. Это действительно стало модным, именно модным, писать и говорить о правах женщин в современном обществе. Недавно меня пригласили на просмотр интересного кинофильма "Debugging the Gender Gap". Несмотря на то, что в информационных технологиях работают женщины, на просмотр фильма пришли немногие. Фильм конечно же о проблеме неравенства полов в информационных технологиях. Посмотрев фильм и прочитав статью, я подумала: а откуда взяться умным и толковым женщинам в информатике, если и так непопулярную математику стали отменять в средних классах? Американская пресса, телевидение и интернет очень часто заполнены новостями только о тех, кто носит правильные платья, туфли, бриллианты и посещает нужные мероприятия. Это уж совсем не имеет никакого отношения к математике и трудному процессу становления хороших специалистов. Практически никогда мы не слышим о тех, кто добился успеха благодаря науке, техническому прогрессу и огромной трудоспособности. Иногда некоторые информационные источники несмело объявляют о том, что у нас проблемы, так как в основном бизнесом руководят мужчины. Главное после этого, многие живо откликаются и начинают бурно обсуждать, предлагая разные способы, якобы принесущие хорошие результаты. Результатов нет, время проходит, и все, как обычно, задают вопрос: "Что делать?" Дело все в том, что математика должна стать популярной среди молодежи, а особенно среди прекрасного пола, и не отменять, а добавлять курсы математических наук (физика, химия, статистика, генетика, информатика) нужно в школе. Только в этом случае мы получим талантливых работников, среди которых обязательно будут женщины.
К сожалению, отменяя уроки математики, мы удаляем детей от реалий современной жизни. Я в такую школу не хотела бы ходить. Точка.
Часть вторая. В России
Давно иммигрировав в Америку, теперь с помощью Интернета я иногда смотрю передачи российского телевидения. Да и статьи читаю на Интернете о современных проблемах бывшего советского общества. Думаю, что никого не удивлю сказав, что много времени теперь уделается уровню образования на пост-советском пространстве, особенно, как мне показалось, в России. Свобода слова оказывается дошла и до образования.
Прежде чем высказать мое мнение, я хочу сказать, что сравнивать советскую и американские школы нельзя, и даже американскую и современную российскую ставить на один уровень невозможно. Школы в обоих государствах проходят через трансформативные процессы, но в каждой стране они разные и затрагивают разные проблемы. Так что писать я буду только о том, что я понимаю может быть правильным для российских школьников.
На этой неделе я нашла статью с весьма громким названием "Россия проиграла битву за образование." Решила почитать и написать. Как я понимаю, в современной России стало модным писать о победителях и побежденных. Привыкнув к победной пропаганде социалистических идеологов, только сейчас многие российские умы поняли, что реально отстали, и современная статистика во многих отраслях не радует никого. Наверное только сейчас многие стали смотреть на вещи реально открытыми глазами. Ситуация в образовании нуждалась в реальной оценке много лет тому назад, но никто особо этому не хотел уделять внимания. И только с приходом частного бизнеса многие огляделись и поняли, что даже отстали от многих стран, которые стараются стать высокоразвитыми. Реальная ситуация с образованием никогда не обсуждалась в Советском Союзе. Просто считалось, что советское образования одно из лучших в мире. И это было правдой. Программа, предлагаемая школьникам и студентам, соответствовала высоким стандартам. Во многих случаях она опережала школы и университеты во многих странах. Проблема была не с программой, а с учащимися по этой программе. И это тщательно скрывалось.
Все хотели иметь хорошие оценки в аттестатах и диплом, который позволял занимать позицию и продвигаться по социальной лестнице. Все практически забывали о реальных знаниях и навыках, которые в первую очередь нужны в жизни. Из своего опыта знаю, что в лучшие времена в Советском Союзе в старших классах только 10% - 20% учащихся были реальными хорошистами и отличниками. В институтах и техникумах ситуация была не намного лучше. Большинство студентов занималось устройством своей личной жизни, особенно это касалось молодых женщин, которые стремились пораньше выйти замуж. Ни о качестве знаний, ни о качестве замужества почти никто не думал. И уж никто не думал, что наступит момент, когда понадобятся реальные знания и навыки. А момент наступил. С приходом частного бизнеса понадобились реальные знания, подкрепленные дипломами, и желания еще больше учить. Мало этого, свободное общество и демократия, к которой стремятся на пост-советском пространстве, совершенно по-другому определют цели образования. В Советском Союзе всем нужны были цифры успеха, иногда неподкрепленные реальностью. Сейчас все по-другому: никого не интересуют цифры, нужны реальные знания. А учиться всегда было трудно, особенно была и остается трудной мотивация обучения. А зачем хорошо учиться...
Много лет тому назад советская уравниловка практически не давала никаких возможностей для талантливых работников ни в финансовом, ни в моральном смысле. Искали лучших только тогда, когда возникала проблема, которую нужно было решить. В реальной жизни обходились средними по знаниям специалистами. В частном бизнесе средних нет, так как все стараются быть лучшими. Лучших берут на работу, лучшим больше платят, и наконец, лучшие создают реальный бизнес. Эту идею быстро подхватили во многих странах, особенно там, где хотят иметь стабильный бизнес и хороший уровень жизни. Достичь высокого уровня жизни крайне нелегко, и потому многие страны прежде всего занимаются образованием. Несмотря на трудности с мотивацией, многие стараются прибрести реальное образование. А что же происходит на пост-советском пространстве? Не привыкнув к демократии, народ решил решать свои проблемы как может: любая работа на Западе, любая возможность соединить свою судьбу с иностранцами, любая возможность заработать любые, но главное побольше, деньги. Список возможностей длинный, в который почти никогда не входит образование. Народ во многих случаях верит, что пробьется наверх, прикладывая минимальные усилия. К сожалению, нет. Учиться придется, и учиться много. И это не зависит от того, какую школу выберут родители или в какой институт будет ходить их ребенок. Учиться нужно везде и всегда.
Почти все критики современного образования в России, говорят о том, что многие страны предпочитают учить своих граждан за границей. Да и в России родители с тугими кошельками предпочитают для своих детей иностранное образование. Дело не в иностранном образовании, а дело в тех, кто получает это образование. В каждой стране школа проходит через изменения, которые приемлемы для каждой отдельной страны. К сожалению образование на пост-советском пространстве слишком долго считалось самым лучшим, которое мало изменялось и пришло к моменту, когда мало удовлетворяет запросам общества, и иностранное образование не ответ социальные вопросы. Да, образование нуждается в изменениях, но изменений в учебниках мало. Нужны глубокие мотивационные изменения в обществе, где будет МОДНЫМ учиться, т.е. проходить через все стадии учебного процесса. Дело в знаниях, которые стоят за оценками. Только в этом случае Россия получит хороших работников, которые, будем надеяться, не будут стремиться за границу. Одним из важных мотивационных изменений должно стать желание работать в своей стране. Много лет тому назад бывший Премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер во время своей лекции задала аудитории вопрос: "В каком стране мира люди могут жить лучше всего?" Идей было много, но Тетчер отвергала все. Помолчав минуту, она сказала: "Советский Союз." Все были удивлены, и она объяснила, что только в Советском Союзе есть все необходимые людские и природные ресурсы, чтобы жить лучше всего и быть независимыми. К сожалению, она добавила, в этой стране люди абсолютно утратили инициативу. Подумав, я пришла к выводу, что так как народ не привык инициативно строить свою жизнь, то и государство не умеет контролировать, стимулировать и поощрять инициативу. Теперь самое главное изменить школу, чтобы воспитывать инициативных людей. Инициатива требует ответственности, конкуренции, свободы во многих ее проявлениях и самое главное знаний, которые потребуются для воплощения идеи в жизнь. К сожалению на сегодняшний день инициативы мало, a желаний и требований много.
И в заключении, хочу сказать. что очень трудно быть услышанной, но еще труднее сделать положительные изменения. Будем надеяться, что школа всегда будет воспитывать только положительные качества в тех, кто будет делать положительные изменения.
No comments:
Post a Comment