Monday, February 20, 2023

Люди расстаются по-разному. Вы серьезно?

"Из двенадцати прокаженных, которым Иисус сказал "излечитесь", вылечился лишь один – тот, кто догнал Христа и сказал ему "Спасибо," - Франц Вертфоллен

У каждого есть запас тепла из прошлого. А тепло ли от него?


Уже год как мы не устаем задавать себе вопрос: "Неужели дошло до ракет и пушек?" Да, и не только. Многие уже готовы сделать шаг обратно к границам Советского Союза. Наше прошлое громко заговорило именно потому, что многие если не все воспринимают былые времена как поезд, который никогда не отошел от станции отправления и не дошел до станции назначения. Наш багаж еще в этом поезде.

Оказывается проблема не в нас, а в том количестве груза, который по сей день контролирует наши умы. Мы же все из прошлого, и наша свобода замкнута на историю, к которой мы привыкли.

"Уезжайте в другую страну," - это прозвучало до начала военной операции в Украине. "Чего Вы мучаетесь?". Оказывается и по сей день мнение наказуемо и его можно высказывать только из-за бугра. Даже сейчас, даже без существования Советского Союза, именно бугор отделяет весь мир от прошлого самых свободных людей. Их тепло и забота определяет свободу всех, кто хочет избавиться от груза наследия. Все мы - наследники времени и событий, но почему мы не хотим учиться простым истинам, связанными с нашим наследием.

"Его не с кем сравнить," - может сказать тот, кто боится будущего и строит бугор. Да, мы зажаты между прошлым, за которое нам стыдно, и будущим, которое нас тоже пугает, но есть настоящее, за которое мы ответственны. Наша ответсвенность говорит о нас.

"В былом не знали мы добра,
не видим в предстоящем,
а этот час — в руках у нас.
Владей же настоящим!" - Роберт Бёрнс

Оскар Уайльд, английский и ирландский драматург, прекрасно определил настоящее, в котором есть истина прогресса: "У каждого святого есть прошлое, и у каждого грешника есть будущее" (Every saint has a past, and every sinner has a future.) И каждый из нас имеет право на определение святости и греха. Времена всеобщей морали оказались тяжелым испытанием для всех только потому, что каждый не мог ее найти. Она была декларирована теми, кто никогда не укладывался в рамки предложенного. Наверное нужно остановиться на великом определении Зигмунда Фрейда: "Люди более моральны, чем они думают, и гораздо более аморальны, чем могут себе вообразить."

"Бывают моменты, когда человек пытается заключить договор о будущем со своим прошлым," - мудро заметил Альберт Пиньоль, писатель из Каталонии, получивший известность после романа "В пьянящей тишине". И одним из таких стал Альберт Эйнштейн.

Picture from .The standing rabbit

Проглатывая страницу за страницей биографии Альберта Эйнштейна, написанную Уолтером Изаксоном (Walter Isaacson), я неожиданно обнаружила, как тщательно описывает автор отношение гения физики к свободе. Рожденный в еврейской семье, получивший светское образование, Альберт Эйнштейн слишком рано усвоил уроки жизненной полноты. Ему всегда нужна была свобода, и он всегда испытывал аллергическую реакцию на любые формы догмы и власти.

В 17 лет он попросил отца помочь ему отказаться от немецкого гражданства. В чем причина? Он ненавидел играть в солдатиков и со временем создал формулу: "Если человек любит шеканить шаг под музыку, то ему по ошибке дали мозг." Как показал опыт до и после развала Советского Союза люди любят шеканить шаг, забывая сказать "Спасибо", чтобы излечиться от желания возводить бугры. Такие ситуации неизбежны и только понимание реальной свободы могут разрушить бугры в умах людей. Всех нас нужно тормошить!..

Власть быстро портит людей, а спасет ли пресмыкание перед властью?

Расставание Альберта Эйнштейна с официальной наукой в Германии после прихода к власти нацистов было непростым и запомнилось всем после мудрых слов П.Л. Капицы, чтобы спасти честь А.Д. Сахарова, коллеги по академической работе.

В реальности рожденный в Германии и швейцарец по гражданству, великий ученый еще за долго до того, как мир узнал имя Гитлера, знал о последствиях диктатуры внутренней экстерминации. Его мудрость не подвела и на этот раз: "Подозрение ко всему авторитарному никогда не покидало меня. Повиновение власти — злейший враг истины." Оказывается, не только власть портит людей, но и заискивание перед властью имущими убивает свободу.

Он остался свободным, не только потому что Гитлер не дал ему шанса, а потому что его понимание свободы никогда не соответствовало одурманиванию с помощью власти.

Прежде всего, Эйнштейн, к слову, был не только членом Прусской академии наук с 1913 года, но и членом-корреспондентом Баварской академии наук с 1927 года и академии естествоиспытателей "Леопольдина" в городе Галле. С приходом нацистов к власти имя Эйнштейна было вычеркнуто из списка членов "Леопольдины" без всякого заявления ученого. 12 марта 1933 года, ученый дал интервью корреспонденту газеты "New York World Telegram" Эвелин Сили (Evelyn Seeley): "Пока у меня есть возможность, я буду находиться только в такой стране, в которой господствует политическая свобода, толерантность и равенство всех граждан перед законом. Политическая свобода означает возможность устного и письменного изложения своих убеждений, толерантность – внимание к убеждениям каждого индивидуума. В настоящее время эти условия в Германии не выполняются." 28 марта 1933 года он написал всего одно заявление в Прусскую королевскую академию наук об отставке, что облегчило жизнь тех, кто поддерживал власть. Несмотря на защиту Макса Планка, Гитлер резко возразил: "Жид есть жид, все евреи связаны одной цепью. Где есть один жид, там сразу соберутся евреи всех видов."

Много лет нам представляли изгнание Альберта Эйнштейна из академии только как решение Гитлера, но медленная почта того времени не предоставила нам возможности узнать, что именно мудрый ученый был первым. Он не ждал, не надеялся и не просил. Его четкое отношение к нацизму остается примером отношения к власти. Его честь не смогла попасть под власть другого. И это все из его прошлого.

Пьер Буаст, один из великих филологов Франции, четко определил отношение между прошлым и настоящим:"Любовь к прошедшему времени чаще есть не что иное, как ненависть ко времени настоящему."


Валерия Ильинична Новодворская


Даже сейчас и после смерти Валерии Ильиничны Новодворской, радиостанция "Свобода" называет ее "несомненным феноменом, диссиденткой среди диссидентов." Именно феноменальная женщина написала пророческие слова: "Спасибо, партия, тебе За всё, что сделала и делаешь, За нашу нынешнюю ненависть Спасибо, партия, тебе!"

"Она действительно вступала в общественный, в этический конфликт не только с властью, с соратниками по диссидентскому движению, но и с самым широким общественным мнением." И это был ее подвиг. Валерия Новодворская никогда не была избрана и не занимала государственных должностей. И этого было достаточно, чтобы ее мнение было индикатором общественного здоровья. Мы по сей день благодарим высохшую реку за ее прошлое. Мы даже тянем за бугор эту уже "не реку" и пытаемся все и всем объяснить с ее берегов.

Не легче ли понять, что ошибка состоит в том, что люди почему-то остаются всегда в прошлом и не могут изменить настоящее. Никто не может понять их позицию только потому, что прошлое не научило их ничему. Если народная мудрость предупреждает нас, что невозможно войти в одну и ту же воду дважды, то стоять в высохшей реке и думать о воде просто криминально. Умейте говорить "Спасибо" тому, что осталось за спиной.

Я на ошибках многому училась.

Если жизнь в прошлом считается ошибкой, то работа над ошибками остается самым верным методом для тех немногих, кто хочет добиться успеха.

"Когда судья допускает ошибку, она становится прецедентом. Когда водопроводчик допускает ошибку, он требует за неё в два раза больше денег. Когда доктор допускает ошибку, он закапывает её в землю. Когда священник допускает ошибку, никто не замечает разницы," - Томас Дьюар, шотландский бизнесмен.

А что делают все остальные смертные?.. Мы исправляем старые ошибки и делаем новые; если вчера это было идеалом, то сегодня - это шаг назад. Никто из нас не хочет быть мишенью для насмешек, лишней критики и даже унижений. Почти никто не хочет читать и перечитывать тексты по довольно знакомым сценариям. Нас пугают скорости и манипуляции, стоящие за ними. Богатые тоже плачут... Как создать рецепт настоящего, за которое не было бы стыдно в будущем?

Мудрость заключается том, что будущее требует доверия, как минимум к себе. Карл Лагерфельд, знаменитый кутюрье, однажды заметил: "Я терпеть не могу дни рождения… Для меня это эволюция. Я не праздную прошлое. Мне больше нравится настоящее и будущее." Наверное, это самый правильный подход к жизни. Наша эволюция зависит от нас, а не от предложенного плана расставания. И если Выдумаете, что это не серьезно, то Вам придется пересмотреть Ваши мысли и сказать "Спасибо" прошлому.