В трудный год борьбы с неизвестной болезнью на прилавки магазинов поступила книга Ольги Хазан, иммигрантки из Советского Союза. И год странный, и болезнь странная, и свобода для нас стала странной, и книга под названием "Weird", которое переводится тоже как "Странно". Но все о чем написано в книге совсем не странно, и именно мы, приехавшие за свободой, можем изменить странные стандарты в новой стране.
О странностях писать сложно, но с помощью великих и мудрых я решила попробовать. Виссарион Григорьевич Белинский считал, что умные среди дураков всегда странны. А отлученный от церкви граф Лев Н. Толстой метко подметил: "Какая странность: я себя люблю, а меня никто не любит."
I. Великий Рони.
Много лет тому назад один из моих сотрудников мне объяснил: "Понимаешь, Рональд Рейган был великим Президентом, но после окончания срока в Белом Доме его считают хорошим актером." Прожив в Америке много лет, я часто задаю себе вопрос: "Кем же был Рони: великим, просто хорошим или доверял и проверял Горбачева?" Наверное я не одна, так как в своей книге Ольга написала об удивительно необъснимом, как минимум для меня, факте: именно во время Президенства Рональда Рейгана появилась идея, что женщина должна соответсвовать культуре компании, где она работает. Время идет, компании возникают и исчезают по разным причинам, а правило работает.
2019 год стал трудным не только для компании Google, но и для двух женщин, которые приняли единственно правильное решение и надеялись на понимание немногих. Они не искали всеобщeго ОДОБРЯМ, их не ждала красная дорожка, усыпанная цветами от поклонников, они не боялись трудностей. Их героизм трудно объяснить, но подчиняться странным правилам они не захотели.
После жалоб и последующего расследования один из создателей Android Энди Рубин (Andrew Rubin) получил $90 млн после того, как ушел из Google в 2014-м из-за сексуального скандала. Сам 55-летний разработчик Android Энди Рубин отрицает любые обвинения в свой адрес и настаивает на искажении реальных фактов. 1-го ноября 2018 года, 20,000 сотрудников компании Google организовали протест именно из-за того, что руководители компании недостаточно уделяли внимание таким случаям. Среди организаторов были ветераны, не по возрасту, PR-отдела Мередит Виттэйкер (Meredith Whittaker) и Клэр Степлетон (Claire Stapleton). На столах многих сотрудников появилась табличка:
"Hi. I’m not at my desk because I’m walking out in solidarity with other Googlers and contractors to protest sexual harassment, misconduct, lack of transparency, and a workplace culture that’s not working for everyone. I’ll be back at my desk later. I walked out for real change."
Через несколько месяцев женщины покинули компанию. Более 10 лет они писали хвалебные статьи о том, как работает Google. Это они стали пропагандистами стандартов компании, и они же не смогли защитить эталон прогресса. Не знаю, или они были осведомлены о правиле, появившимся во время Президента Рейгана, но их решение было бесповоротным. Это был не протест, это был вердикт, созданный теми, кто соответствовал культуре, которая не должна стать стандартом ни в каком обществе. Уйдя, они поняли, что долго поддерживали то, во что никогда не верили. Они стали инструментом, который можно легко использовать и даже выбросить. Такова судьба наемных сотрудников, если общество разделено на угнетающих и угнетенных. Ситуация довольно знакомая и повторяется только тогда, когда общество анализирует прошлое и не думает о будущем, в котором каждый из нас может стать и начальником и дураком.
Около года тому назад во время прокатившихся по стране протестов многие считали возможным выступить, но далеко не многие понимали, что впереди будущее. Среди журналистов трудно найти представителей республиканской партии, да и многие не стараются рекламировать свои политические взгляды.
Он - Лауреат Пулитцеровской премии 1977 года, пишет материалы для своей колонки в Post, выступает на Fox News, окончил Оксфорд и защитил диссертацию в Принстоне, он - автор нескольких книг. И он решился на совет, который дает нам возможность идти в будущее с надеждой избавиться от странного правила "Я - начальник, ты - дурак; ты- начальник, я - дурак." Он голосует за свободное будущее, где каждый имеет право быть ответственным за свой выбор. Именно ветеран американской журналистики Джордж Уилл (George F. Will) стал автором видео обращения с мудрым советом: нам не нужны адвокаты, нам нужны сварщики. Мы дожны стать более мобильными. Наши работники не должны зависить от работодателей в получении медицинской страховки. Мы готовы идти вперед.
Зная как раввины любят рассказывать притчу про козу, я была поражена советом Джорджа Уилла. Оказывается, не обязательно покупать козу. Нам нужно больше свободы, которая поставит вопрос об ответственности на всех уровнях.
Притча про козу.
Приходит еврей в синагогу.
— Ребе! Дай мне совет! Живу я с четырьмя детьми, с женой, с тещей, повернуться негде… Как дальше жить?
Ребе спокойно говорит:
— Купи козу.
Совет раввина — закон, еврей пошел и таки купил козу.
Проходит некоторое время. Он опять приходит к раввину.
— Ребе, что ты наделал?! В комнатке у меня сумасшедший дом: дети на голове ходят, теща старая, больная, да тут еще и коза стоит — почти всю комнату занимает, блеет… Что делать, ребе?
— Продай козу.
— Ребе, я не понимаю: то "купи козу", то "продай козу…".
— Слушай меня: немедленно продай козу.
Проходит еще некоторое время. Этот же еврей опять приходит к раввину.
— Дорогой ребе! Как я тебе благодарен! Я и не знал, что я такой счастливый человек!…
Американская статистика подтверждает, что в стране один адвокат на каждые 250 человек. За последние десять лет количество адвокатов увеличилось на 15%. Представители технологического сектора считают, что 25% объема работ адвокатов может быть автоматизировано. Нам нужны реальные работники, которые могут создать новые бизнесы. Повсеместно раздаются голоса о нашей зависимости от иностранного сырья, знаний, даже искусства. Мы боимся искусственного интелекта, созданного по иностранным лекалам, и именно эти лекала добавляют работы сотрудникам ФБР. Мы хотим сохранить капитализм и не потерять завоевания демократии. И я согласна с Джорджом Уиллом: нам нужна свобода, которая будет основываться на собственном мнении.
Борис Акунин мудро заметил: "Как ни странно, большинство людей не имеют ни малейшего понятия, к чему у них склонность и в чем их дар." Люди без понятий хотят деньги, а получают немногие, кто точно знает в чем их дар.
II. Вставай, страна огромная!
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи В. И. Лебедева-Кумача и сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал музыку. Так родилась песня "Священная война".
Прекрасно понимая, что через 75 лет после окончания войны, строчка из песни никогда и никого не поднимет на бой, я решилась написать о том, что может изменить наше мнение.
Живя в Америке, я никогда не думала, что должна буду столкнуться с вопросом фашизма. Недавно в одном из своих интервью Владимир Познер заметил, что именно в Америке может возникнуть свой американский фашизм: "И я очень этого опасаюсь. Это не гитлеровский фашизм, это другое, но это фашизм. Я считаю, что определенные предпосылки для этого сегодня в Америке есть. Я говорю это о стране, которую я люблю, в которой я вырос и гражданином которой я являюсь." Совершенно неожиданно, как минимум для себя, я обнаружила факт в книге Ольги Хазан о традициях некоторых сект из Индии. Они считают себя арийцами.
Смею напомнить, "Арийцы" или "арийская ра́са" — псевдонаучный термин, расовая группа, якобы включающая в себя индоевропейские народы и их предков и физически и интеллектуально превосходящая другие расы. Идея была выдвинута в середине XIX века авторами расовых теорий и получила широкое распространение в XX—XXI веках в рамках национал-социализма, неонацизма и неоязычества. "Арийская раса" противопоставляется "семитской расе" в лице прежде всего евреев, откуда возник термин антисемитизм. При этом "семитской расе" приписываются сугубо отрицательные качества, делающие её прямой противоположностью "арийской расы".
Если для автора книги арийские традиции представителей некоторых групп из Индии являются странными, то для меня - это просто страшно. Неужели опять? Неужели мы молчим слишком долго? Неужели наши лидеры опять произнесут те же слова, которые мир уже услышал на процессе над Адольфом Эйхманом: "К тому моменту, когда мы узнали, что такое Освенцим, было уже поздно."
Мало-кто из нас знает о реальных фактах, стоящих за трудовой иммиграцией. Многие из нас стали гражданами Америки и не ожидают эффекта от тех, кто видит в Америке только дойную корову. С наступлением карантина Американское правительство приостановило выдачу трудовых виз и в течении нескольких дней мы узнали, кто и в каких количествах почувствует боль. Судя по публикациям на сайте BBC, 75% от общего числа выданных виз получают работники, рожденные в Индии и работающие в технологическом секторе американской экономики. Если раньше многие представители Индии предпочитали жить в штатах Нью-Йорк и Мичиган, то сейчас появились большие общины в Калифорнии и Нью-Джерси. Даже в моем штате Миннесота есть компании, опротестовавшие решение администрации Белого Дома. Мне пришлось позвонить журналистам и предложить мое мнение. Оказывается, не разобравшись в ситуации, компании протестуют против нас, американских граждан со статусом refugee. Нас не только не защищают, но и протестуют против нас. Большой пустой карман из Индии стал дороже, чем наша свобода. Для многих и сейчас деньги не пахнут.
Поискав на Интернете, я не нашла ни одного обращения еврейских организаций со словами защиты и поддержки, но мне удалось прочитать несколько интересных статей. Хочу предложить эти публикации и Вам. Одна статей вышла под названием "Anti-Semitism of Hindu Nationalists made me a target of their attacks". Вторая статья имеет еще более интригующее название "Many Hindus saw themselves as Aryans and backed Nazis. Does that explain their support for Donald Trump?"
Трудно поверить, но мы стоим перед выбором: молчать или нет. Я стою еще перед более серьезной проблемой: а поймут ли меня, когда я скажу? Странно, но понимать почти никто не хочет.
В словаре русского языка слово "странный" имеет синонимы "непонятный" и "непривычный". И как-то совсем непривычно кончать статью на непонимании нашей ответственности за жизнь. Потому прошу только подумать о нашем будущем, которое должно быть совсем не странным.