Я долго думала, как озаглавить статью. В голове крутились сразу несколько возможных заголовков: "С чемоданом и надолго", "А преданностью и не пахнет", "Нас называли предателями". А неожиданно остановилась на очень кратком и, по-моему, емком названии: "Не смогли."
Много лет тому назад мне очень нравился анекдот, который в основном относился к тем, кто решился навсегда и бесповоротно уехать из Советского Союза. А анекдот был о том, как работники ОВИРа уговаривали еврея остаться и самым главным доводом были погодные условия тогда неизвестного никому Израиля. "Там просто ужасная погода: то тепло, то холодно. Постоянно идут дожди. Подумайте, Вы же не сможете жить в таком ужасном климате. Что Вы делаете? " - наперебой говорили служащие ОВИРа. Ответ еврея был необыкновенно мудрым: "Я думаю брать зонтик или нет." Еще задолго до ОВИРа мы решили, что уезжать нужно. Народ ехал разный, но в основном еврейский. И если честно, то наше решение оставалось нашим. Нам завидовали, нас не понимали, нас оскорбляли, нам предсказывали, но всё же мы уехали.
Прошли года, мир изменился и, самое главное, жизнь стала другой для тех, кто проводив нас, стали строить свое общество. Им не пришлось учить языки, традиции, законы другой страны; им не нужно было всё начинать с начала; они не доказывали, что они могут и хотят быть наравне со всеми; и как-то незаметно многие из них тоже захотели уехать. Самое главное, что их отъезд сначала почти не замечали, их не называли предателями, и Боже упаси, не пытались остановить. В Западной прессе даже появилось понятие "citizenship as investment " Для них гражданство другого государства становилось самым главным инвестментом в жизни. И уж поверьте мне, многие из них не стеснялись использовать все возможные и невозможные пути для достижения цели: русские невесты и жены, русские специалисты и ученые, русские олигархи и их семьи, русские несостоявшиеся модели и актрисы, русские многообещающие студенты и просто те, кто решили упаковать чемодан и уехать подальше от наступившего хаоса на территории бывшего Советского Союза. Как ни странно, особенно для бывших советских граждан, многие страны имеют механизмы, способствующие легкому получению легального статуса: от $50,000 в Латвии или до $10 миллионов во Франции вы сможете быть весьма легальными.
Но больше всего меня поразил заголовок в одной из статей на ВВС: "Your country for sale." Понимая, что с минимальными усилиями и набитыми до верху кошельками легальными становятся странные, особенно по западным меркам, люди, многие призадумались о правильности законов, которые привлекают странных граждан других государств. И пока государственные мужи думают, народ прибывает. Официальной статистикой занялась исследовательская организация в Вашингтоне Atlantic Council (www.atlanticcouncil.org), назвав это "Бегство от Путина: новая утечка мозгов". Цитируя эксперта этой организации Алину Полякову: "За четырнадцать лет, с 2000 по 2014 год, из страны уeхало от 1,5 до 1,8 миллиона человек. С 1991 года Россия потеряла около 800 тысяч ученых. Как показали результаты опроса, проведенного в мае прошлого года московской компанией по подбору квалифицированных кадров "Агентство Контакт" среди 467 топ-менеджеров российских и международных фирм, в ближайшие два года каждый шестой его участник намеревался уехать в другую страну." Теперь эту эмиграцию в России называют "угрозой национальной безопасности". Кажется поняли, что без умных, настойчивых и талантливых людей жить просто невозможно, но самое страшное, умные и талантливые больше не хотят жить по-старому хотя и в новой стране. И как не крутись и как не вертись, а давно забытое Ленинское определение революционной ситуации снова всплыло наверх: низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут жить, т.е. управлять, по-старому.
Так всё-таки всё начинается с верхов. Несколько недель тому назад на Интернете стала популярной статья украинки, которая решилась сложить чемодан и уехать, написав прямо о причинах своего отъезда: "Я пережила перестройку, дикие 90-стые, две революции. Я могу еще многое пережить и выжить. Но, мне 43 года, и выживать тупо надоело. Хочу жить. Я хочу жить в стране, где у чиновников не будет коллекции часов по 100 тыс. у.е. штука.
Я хочу жить в городе, где мэр будет катать на велике на работу и обратно. Хочу, чтобы в старости своей, будучи смешной бабкой, я рассекала по Европе, а не собирала бутылки, бо пенсия такая.
Я не хочу больше видеть этот калейдоскоп жирующих барыг, наживающихся на крови и смертях. На войне. На нищете стариков. Знаете, когда над тобой давлеет мразь, ее не исправить, ни переделать. Поэтому я собираю чемоданы." Наверное понятно всем, что власть так и не смогла услышать народ, который давно не хочет жить по-старому. Они, те, кто так жадно хотел занять кресла в правительствах новых и свободных стран, были и остались глухими и слепыми к тому народу, который всегда надеялся на лучшее будущее. Они так и не смогли сделать своих граждан свободными. Их граждане видят свой выбор в беспомощности, которая рождает идею имиграции. Как было замечено в статье английской "The Guardian", "после того как опросы общественного мнения показали невероятно высокий процент поддержки действий Владимира Путина, городское либеральное общество почувствовало, что их битва за другую Россию проиграна."
Мало кто задавался вопросами: "Почему многие евреи и к ним примкнувшие раньше всех захотели покинуть Советский Союз? Можно ли считать нас безнадежно проигравшими битву?" У каждого были свои причины для отъезда: от отсутствия бананов до отсутствия элементарной возможности быть услышанными. Но, думаю, главной причиной стала невозможность изменить мышление верхов и практически нулевая вера в лучшее будущее. За много лет власть имущие так и не смогли изменить мышление народа, которое создавалось веками и не под давлением пропаганды, в которую властители никогда не верили. Для них утопический образ советского человека стал возможностью стать властителями, а для многих из нас - это стало началом прозрения и решением остаться такими как мы есть. Наша иммиграция стала началом очень трудного и не всегда успешного пути к себе. Мы перестали играть в игру, мы начали строить путь к себе. Прошли годы, но те, кто остались и пришли к власти играют почти в ту же игру, которая никогда не сможет быть успешной.
На Гайдаровском форуме Герман Греф заявил, что гораздо более быстрыми темпами, чем экспорт продукции российской оборонки, растёт другой, самый страшный экспорт - российских мозгов. Почему не сделано ничего, чтобы удержать талантливых людей на родине? И ответ последовал от того, кто находится на верхушке пирамиды власти, самого премьер-министра России Дмитрия Медведева: "Скатертью дорога, езжайте! Не в том смысле, что вы не нужны, но если вы сами себе такой путь видите, почему мы должны вас за руку хватать?" Пока на Западе ищут причины отъезда и беспокоятся о безопасности молодых демократий на территории бывшего Советского Союза, верхи не только не могут остановить эмиграцию, но и не хотят понять, так почему так много желающих найти путь к себе. Для этих людей битва не проиграна, а только начинается. Им предстоит длинный путь к самим себе, и только этот путь принесет успех. И сразу хочу сказать, что нынешние верхи никогда не поймут тех, кто выбрал трудный путь иммигранта, а тем более не поймут тех, кто найдет свое "Я". Меняются члены правительства, меняются названия городов, сел и даже стран, но неизменнoй остается утопическая игра тех, кто никогда не мог, не может и не сможет понять народ.В общем, НЕ СМОГЛИ.
1. http://www.bbc.com/capital/story/20170530-why-citizenship-is-now-a-commodity?ocid=fbcptl
2. http://www.dw.com - "Утечка мозгов" из России: куда и почему уезжают специалисты
3. http://uainfo.org/blognews/1495444266-ya-sobirayu-chemodany-potomu-chto-oni-eti-mrazi-ukrali-u-menya.html
4. http://korrespondent.net/world/russia/1564735-skatertyu-doroga-medvedev-ne-osuzhdaet-teh-kto-hochet-uehat-iz-rossii