"Антисемитизм - это когда к евреям проявляют ненависть больше, чем принято," - Моди Розенфельд.
Твое счастье вполне может оказаться в чужих руках.
"Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поклонение типичности? Как не понимать, что типичность — это утрата души и лица, гибель судьбы и имени," - Борис Пастернак из письма Варламу Шаламову (4 июня 1954 года)
Прошли годы, но значение типичности не изменилось. В ней не проснулась индивидуальность, и никому не интересны ни душа, ни лицо, ни имя, ни судьба человека? Сегодня о типичности говорят как о норме: "У него много общих черт и качеств в характере. То есть он напоминает многих." Но именно эти "многие" часто не осознают, что всё это уже происходило, и совсем недавно, по историческим меркам. Неужели мы повторяем сценарии, сыгранные до нас, и почему это имеет отношение к "культуре" антисемитизма?
Обращаясь к истории Второй мировой войны, мы невольно задаем себе вопрос: "А когда антисемитизм в Европе стал действующей силой для очищения общества?" Да, не сразу предрассудок и ненависть были возведены в ранг государственной идеологии, но почему и социальная дискриминация и чудовищное уничтожение стали возможны?
Привыкнув к массивным потокам информации, мало-кто может соединить железнодорожный бум конца XIX века со всплеском антисемитизма, приведшего к кошмару в "культурной" Германии, где "последнее решение" не только было создано, но и распространялось со скоростью поезда. Железнодорожные капиталовложения в мировую сеть 1880 по 1890 годами составили около 2 млрд фунтов стерлингов, достигнув общей суммы 7 млрд фунтов стерлингов, и железнодорожная сеть выросла на 245 тыс. км., достигнув 617,3 тыс. км.(История железнодорожного транспорта)
Трагический парадокс состоит в том, что технический прогресс и последующее экономическое развитие становятся основой увеличения и хорошего и плохого. По железным дорогам перемещались товары, новости, идеи, но они же использовались для доставки людей к смерти. Это и есть один из самых страшных изломов современности. И все началось с простого вопроса: "Что богатые и бедные будут ехать в одном вагоне, и евреи тоже?"
Этот вопрос я услышала от историка Тамары Эйдельман во время ее лекции о предвоенной Европе и сразу же подумала, что категории людей изменились. Они все попали в один вагон и стали принадлежать к типичности расписания, т.е времени от станции отправления до станции прибытия. Старая мудрость гласит: "Принимайте людей такими, какие они есть, но помните, что не все люди принадлежат к одной и той же главе вашей истории". История тех дней сделала странный и крутой поворот, в котором настоящее стало наследием поколений, кричащих "Больше никогда". По сей день никто не замечает, что новые поколения отдают счастье в чужие руки, и чужое расписание опять становится действующей силой. Именно чужие руки творят историю, к которой многие из нас не принадлежат. И самое трудное, что большинство не понимает, что история делает крутые повороты только тогда, когда мы позволяем поклоняться категориям больше, чем принято.
"Два величайших тирана на Земле - случай и время", - И.Гёте
Очень часто, мы случайно и вовремя попадаем не в тот поезд, и это начинает предлагать решения. И не только... Мы соглашаемся с решениями, не думая о последствиях. Видимо в этот момент, следует напомнить о мудрости японского народа: "Если вы сели не на тот поезд, выходите на ближайшей станции. Чем дольше вы будете ждать, тем дороже будет обратный путь". А может ли быть обратный путь? Как говорят, история не знает сослагательного наклонения.
Прошлое не возвращается, но мы можем повернуть настоящее, которое уже не всегда зависит от поезда. Свободный мир создает возможности для разных мнений, маршрутов и времени в пути. Остается только одно: важность решения.
Большинство людей заботиться о правильной организации интервью, но почти никто не задает себе вопрос, почему они нужны? Искусство разговора и правильных вопросов не только не умирает, а остается самым важным элементом коммуникации. Интервью - это разговор "про жизнь", но жизнь - это результат нашего понимания реальности. "На сколько сейчас переписывается история?" - спросили Тамару Эйдельман в одном из интервью. Ответ поражает точностью описания нашего времени: "Я думаю, что она становится безликой и не нуждается в переписи."
Безликость приводит к бездействию. Мы упускаем случай, и время работает против нас. К этому добавляется современный момент, напрямую связанный с миром Интернета. Неограниченные возможности технологий предлагают свой сценарий, основанный на среднестатистической анонимности, вежливости и даже своеобразности. Мы живем в эпоху провала, но никто не замечает этого.
Как говорят в Америке "Really?" Да, технологическая безликость не только изменяет реальность, но и толкает нас в прошлое, в котором почти все крутые повороты были связаны с антисемитизмом и не только. Новое государство создает новых граждан, что нельзя сказать об израильтянах. Возможность создания Израиля привело к возможности продолжить существование идеи Авраама и только... Некоторые из новых граждан Израиля вспоминали о своей довоенной жизни в Европе: "Тогда мы жили, а теперь мы ждем новостей." Прошлое безликое существование привело к катастрофе и новостям уже в другой стране. Именно сегодня большинство не понимает, что история делает крутые повороты только тогда, когда мы позволяем поклоняться безликому и в большинстве случаев поддельному спокойствию больше, чем принято.
Антисемитизм: история без конца... Мнение или еще один крутой поворот?
"Нельзя осуждать человека только за то, что может оказаться плодом твоего воображения," - Стивен Кинг
Если антисемитизм - это про ненависть, то почему никто не помнит знаменитых слов Франсуа де Ларошфуко: "Когда наша ненависть слишком сильна, она ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим" и не только... Те, кто ненавидят не могут остановиться в своем чувстве уничтожения только почему, что их мучительная ненависть не вызывает взаимности.
Симметричная реакция не возникает только потому, что евреи не хотят опускаться морально ниже "врага", которым движет слепое чувство уничтожения. Антисемитизм произрастает из внутреннего страха, боли, чувства ущемлённости и часто оборачивается против самих создателей. И самое страшное, что боль поколений еврейского народа создает эффект "плода собственного воображения". Мы балансируем между самими собой и реальностью ненавидящих. К сожалению, общество никогда не готово к попытке примирить оба лагеря, и наш социум стал королевством кривых зеркал. Почему мы так редко слышим цитаты великих как Франсуа де Ларошфуко в общественных дискуссиях?
"У древних греков способность мыслить считалась высоким даром. Затем она стала счастьем. Позже – болезнью. Сегодня она – преступление", - Эрих Марии Ремарк
Жизнь немецкого писателя Эрих Марии Ремарк оборвалась в 1970 году, и как многие понимают, его слова остаются актуальными только потому что мир не может измениться. Для многих наши мысли преступны, и мы ненавидим сами себя. Антисемитизм стал историей без конца. Надежда Яковлевна Мандельштам, русская писательница и жена поэта Осипа Мандельштама, была невероятной представительницей своего времени. Трудно поверить в мудрость ее предсказаний, но она права: "Пережить тоталитаризм невозможно". Философ и политолог Ханна Арендт, пережившая Холокост, сказала: "Тоталитаризм пожирает собственных детей. Он стремится к саморазрушению". Но никто не хочет предсказать, что антисемитизм - это тоже форма тоталитаризма, у которого всегда находится место для жертв и палачей. И вопрос всегда один: кто они?
Хотим мы этого или нет, наша жизнь становится спектаклем с предложенными ролями, но не всегда роли принадлежат к одной и той же главе нашей истории. Что делать, а лучше сказать, как сделать шаг к свободе в мире не уменьшающейся ненависти? Может быть именно этот шаг уменьшит ненависть? А почему мы только обсуждаем навязанный или устаревший спектакль? А почему мы не хотим стать авторами своей пьесы, в которой не будет чужих или неуместных ролей? Мы должны измениться. Меняться - не значит предавать себя, это значит расти и отказаться от неподходящего сценария. Мы обязаны отказаться от навязанной стереотипной слабости. Наша зрелость может определять повороты истории, потому что мы не позволяем ненавидеть больше, чем принято.
Вы будете меня прятать?
Неужели мы не может изменить веками сложившуюся традицию, что мир любит мертвых евреев? Как сообщает газета "Иерусалим пост", по результатам последних опросов почти 25% американцев-иудеев отошли от этой религии, и 14% взрослых евреев в США перешли в другую религию.
Если евреи отходят от своего религиозного начала, то как можно объяснить "любовь" к ликвидации представителей древнего народа? В основе иудаизма лежит простая и доступная идея жизни без идола. К ней не прилагается ни финансовая, ни политическая составляющие. Мы свободны по рождению, но часто общество только посмертно признаёт ценность еврейской жизни. Думаем ли мы об этом, когда сами создаем и поддерживаем равнодушие и враждебность к живым евреям и их самовыражению?
Старый анекдот: "Приходит Моня Рабинович из школы домой в слезах:
- Мама, меня назвали жидовской мордой!
- Привыкай, сынок, ты будешь жидовской мордой в школе, в институте, в аспирантуре...
Зато когда ты получишь Нобелевскую премию, тебя назовут великим русским учёным!"
Великая "русская" наука никогда не нуждалась в жидовских мордах, а Нобелевская премия никогда не гарантировала место в списке "великих". Смею напомнить слова академика и лауреата Нобелевской премии А.Д.Сахарова в момент, когда М.С.Горбачев потребовал отключить микрофон на съезде народных депутатов: "Вы же дали мне мандат!" Доверие народа оказалось выше всех наград, и только народный кредит может перестать романтизировать страдание и начать защищать живых. Признание и поддержка права на существование, на культуру и безопасность - это билет в будущее.
Новая и не анекдотическая реальность. В марте 2014 года в немецком ресторане Гастроф (Gastrof) в Миннеаполисе веселились люди в форме СС, и нацистские флаги со свастикой висели на стенах. После вечеринки и разбирательства именно этих людей назовут энтузиастами Второй Мировой войны. Многие также согласились с мнением, что они не антисемиты. Никто просто не посмел распознать их такими, какие они есть. Они позволяли себе фотографироваться в форме СС, окруженные свастиками.
С возрастом приходит мудрость, но иногда возраст приходит раньше. Как объяснить истинность происходящего? А нужно ли это? Предоставляя объяснения, мы не только спорим сами с собой, но и создаем несогласных с нашими взглядами, социальным статусом или возрастом. В этот момент я должна согласиться с Билл Махером (Bill Maher): "Дело не в том, что я постарел. Просто Ваши идеи тупые". Мне хочется не потерять себя и никогда не согласиться с энтузиазмом, за которым стоят смерти людей. Вы будете меня прятать?
Это не мое желание, но я должна согласиться с автором вопроса. Всего через 10 лет, в интервью Шерил Сандберг (Sheryl Sandberg), руководительница высшего звена в сфере информационных технологий, призналась о своей ошибке: "О, я была неправа по вопросу антисемитизма" и быстро попросила: "Вы будете меня прятать?"
Особенность этого вопроса, что мы не можем принять ни предмет обсуждения, ни обстоятельства, ни последствия. Мы слишком долго бежали сами от себя. Пора остановиться, оглянуться и принять настоящее. Именно сегодня большинство не понимает, что история делает крутые повороты только тогда, когда мы позволяем не оглядываться дольше, чем принято.
1НЕ ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ИДОЛОВ И ИЗВАЯНИЙ, И НЕ СТАВЬТЕ У СЕБЯ ПАМЯТНЫЙ КАМЕНЬ, И НЕ СТАВЬТЕ В ВАШЕЙ СТРАНЕ НАСТИЛЬНЫЕ КАМНИ, ЧТОБЫ ПОКЛОНЯТЬСЯ НА НИХ, ИБО Я – ГОСПОДЬ БОГ ВАШ.
ReplyDelete2МОИ СУББОТЫ СОБЛЮДАЙТЕ И ПРЕД МОИМ СВЯТИЛИЩЕМ БЛАГОГОВЕЙТЕ: Я – ГОСПОДЬ.
3ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ СЛЕДОВАТЬ МОИМ ЗАКОНАМ, СОБЛЮДАТЬ МОИ ЗАПОВЕДИ И ИСПОЛНЯТЬ ИХ,
4 ТО Я ДАМ ВАМ ДОЖДИ ВОВРЕМЯ, И ЗЕМЛЯ ДАСТ УРОЖАЙ, И ПОЛЕВЫЕ ДЕРЕВЬЯ ДАДУТ ПЛОДЫ.
5 И ДОСТИГНЕТ У ВАС МОЛОТЬБА СБОРА ВИНОГРАДА, А СБОР ВИНОГРАДА ДОСТИГНЕТ СЕВА, И ВЫ БУДЕТЕ ЕСТЬ ХЛЕБ ДОСЫТА И БУДЕТЕ ЖИТЬ СПОКОЙНО В ВАШЕЙ СТРАНЕ.
6И Я УСТАНОВЛЮ МИР В СТРАНЕ, И ВЫ ЛЯЖЕТЕ – И НИКТО НЕ ПОТРЕВОЖИТ, И ИЗВЕДУ Я ХИЩНЫХ ЗВЕРЕЙ ИЗ СТРАНЫ, И МЕЧ НЕ ПРОЙДЕТ ПО ВАШЕЙ СТРАНЕ.
7И БУДЕТЕ ВЫ ГНАТЬ ВАШИХ ВРАГОВ, И ПАДУТ ОНИ ПЕРЕД ВАМИ ОТ МЕЧА.
8И ПЯТЕРО ИЗ ВАС ПРОГОНЯТ СОТНЮ, А СТО ИЗ ВАС ПРОГОНЯТ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ, И ПАДУТ ВАШИ ВРАГИ ПЕРЕД ВАМИ ОТ МЕЧА.
9 И Я ОБРАЩУСЬ К ВАМ, И СДЕЛАЮ ВАС ПЛОДОВИТЫМИ, И ВОЗВЕЛИЧУ ВАС, И УСТАНОВЛЮ МОЙ СОЮЗ С ВАМИ.
10И БУДЕТЕ ЕСТЬ СТАРОЕ-ПРЕ-СТАРОЕ, И БУДЕТЕ УБИРАТЬ СТАРОЕ РАДИ НОВОГО.
11 И УСТАНОВЛЮ МОЕ ОБИТАЛИЩЕ СРЕДИ ВАС, И НЕ БУДЕТ ГНУШАТЬСЯ ВАМИ ДУША МОЯ.
12И Я БУДУ ХОДИТЬ СРЕДИ ВАС, И БУДУ ВАШИМ БОГОМ, А ВЫ БУДЕТЕ МОИМ НАРОДОМ.
13 Я – ГОСПОДЬ БОГ ВАШ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ ВАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ЧТОБЫ ВЫ НЕ БЫЛИ У НИХ РАБАМИ, И СОКРУШИЛ ШЕСТЫ ВАШЕГО ЯРМА, И ПОВЕЛ ВАС РАСПРЯМИВШИХСЯ.
14 ЕСЛИ ЖЕ НЕ ПОСЛУШАЕТЕ МЕНЯ И НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ ВСЕ ЭТИ ЗАПОВЕДИ....
Вы начали с фразы : "Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой" . На мой взгляд типичность - это синоним стадного чувства. И в этом суть антисемитизма, потому что евреи- не такие как все.
ReplyDelete